- Режиссер:
- Уэйн Крамер
Берни
Лутц (Уильям Мэйси) - классический лузер.
Такой лузер, что на нем всегда
заканчиваются сливки в молочнике,
всегда уезжает последняя электричка, а
уж говорить о том, чтобы он когда-нибудь
выиграл в лотерею, - это просто смешно.
Впрочем, одновременно печать вечного
неудачника, как это ни странно,
приносит Берни кое-какие дивиденды.
Дело в том, что Лутц обладает редкой
особенностью распространять свою
неудачливость на окружающих. И это
весьма на руку старому знакомому Берни
- управляющему казино-отелем "Шангри
Ла" в Лас-Вегасе мистеру Шелли Кэплоу
(Алек Болдуин).
Шесть
лет назад Лутц задолжал Шелли крупную
сумму денег, и после этого в качестве
наказания начал работать в его казино
неким "тормозом счастья". Ничего
особенного Берни делать не нужно: он
просто ежедневно выходит на работу в
казино, и когда за каким-то столиком
посетителям начинает сильно везти,
Лутц просто подсаживается за этот
столик - и тогда удача отворачивается
от выигрывающих. И еще не было случая,
чтобы унылая физиономия Берни
сработала как-то по-другому, - где он, там
нет места успеху.
Несколько
лет, назначенных Кэплоу Берни для
выплаты долга, почти прошли, и Лутцу
остается работать меньше недели. После
этого он собирается навсегда уехать из
Лас-Вегаса, который ему надоел хуже
горькой редьки. Однако это вовсе не в
интересах Шелли. Лутц приносит, а
точнее, экономит казино значительные
суммы денег, и отпускать его было бы
неразумно. Шелли пытается уговорить
Берни остаться, обещая ему всякие блага,
однако лузер твердо стоит на своем: он
спит и видит тот час, когда Лас-Вегас
скроется в желтой пыли, ну то есть в
голубой дали.
Но
в этот самый момент у Лутца в жизни
произошли определенные изменения. Одна
из официанток казино Натали Белизарио (Мария
Белло), которая давно нравилась
несчастному лузеру, вдруг стала
обращать на него внимание, и у них даже
завязался довольно бурный роман -
настолько бурный, насколько этот
термин подходит к вечно страдающей
физиономии Берни. А бурные страсти -
бурные события. Лутц, во-первых, теперь
не знает, сможет ли он бросить Натали,
которая по определенным причинам
должна оставаться в Лас-Вегасе, а во-вторых,
неожиданно встречается со своим сыном
Майки (Шон Хетози) и его беременной
женой Шарлин (Эстелла Уоррен), и эта
встреча, в общем-то, создает ему новые
проблемы. Кроме того, после встречи с
Натали Лутц вдруг стал терять свой
знаменитый лузерский дар - его
физиономия постоянно светится от
счастья, и теперь он приносит игрокам
не полосу невезения, а совсем наоборот,
и это не может не раздражать Шелли.
Впрочем,
у Шелли есть свои проблемы. Владельцы
казино недовольны старомодными
методами управления, которыми славится
Шелли. Некоторое время назад он
считался лучшим управляющим, однако в
Лас-Вегасе ситуация меняется очень
быстро, и Кэплоу уже не может поспевать
за новыми веяниями. Поэтому ему в
помощь прислали менеджера новой
формации - Ларри Соколова (Рон
Ливингстон), который исповедует самый
современный подход, да и вообще считает,
что старый отель "Шангри Ла" давно
пора снести и на его месте построить
новый супермодный комплекс.
Шелли
не выносит Ларри с его идеями. Он
прекрасно понимает, что парень прислан
владельцами ему на смену, и
единственный для Кэплоу вариант хоть
какое-то время продержаться на своем
месте - со всем соглашаться и делать,
как говорит Соколов, однако вместо
этого он постоянно вступает с Ларри в
конфликты и тем самым только
приближает свой конец.
И теперь судьбы всех этих трех людей - Берни, Натали и Шелли - сильно зависят друг от друга.
***
Я
толком ничего не слышал об этом фильме
и приобрел его только потому, что мне
очень понравился "Беги
без оглядки" Уэйна Крамера, и я
стал искать, что же он еще снял. "Тормоз"
- самый первый фильм этого режиссера.
Фильм достаточно странный и неровный -
особенно в части сценария, который
писал сам Крамер (он вообще начинал в
Голливуде как сценарист). Во-первых, я
на сто процентов угадал все сюжетные
"бомбочки" - от начала и до конца, а
это не сильно хороший признак. Во-вторых,
фильм снят вроде как вполне нормальная
жизненная драма, и на этом фоне
несколько коряво смотрятся всякие не
сильно реалистичные символы, которые
Крамер туда напихал: бешеный взрыв
невезения, сопровождающий Берни в
радиусе десятка метров, ну и те самые
сливки, которые всегда на нем
заканчиваются, а потом вдруг не
заканчиваются, когда у него начался
роман с Натали. На мой взгляд, все это
можно было сделать тоньше и
реалистичнее.
Тем
не менее, несмотря на предсказуемый
сюжет и определенные шероховатости
сценария, фильм смотрится хорошо и мне
понравился. В основном из-за актеров.
Уильям Мэйси - достаточно яркий и
весьма фактурный актер, несмотря на
свою весьма заурядную внешность, и роль
грустного лузера - ну просто совершенно
его от начала и до конца. Он в этой роли
совершенно естественен и органичен,
причем практически нигде не
переигрывает и не давит слезу. А
уж эротические сцены (в общем,
достаточно откровенные) с его участием
- так просто замечательно сняты,
особенно учитывая некоторую
нестандартность действующих лиц и
прежде всего - персонажа Мэйси.
Впрочем,
за эротические сцены комплименты нужно
адресовать прежде всего режиссеру
Уэйну Крамеру - он сумел их очень
здорово поставить. Совершенно
асексуальный Берни, вовсе не
фотомодельная Натали с целлюлитом - но
сделано это все действительно
романтично и даже с юмором, особенно в
эпизоде легкой мести соседям по мотелю.
Самая
лучшая и самая мощная актерская работа
в этом фильме - у Алека Болдуина,
сыгравшего Шелли. Это весьма
противоречивый и неоднозначный
персонаж. С одной стороны, он,
безусловно, гангстер, убийца. Шелли за
свою карьеру управляющего немало
трупов закопал в пустыне - это, в общем,
в те времена было обычным делом. Причем
закапывались там не столько конкуренты,
хотя и такое бывало, сколько всякие
жулики, которые пытались "нагреть"
казино, а также должники, которые
отказывались расплачиваться. Методы у
них были такие. И тот же Берни, которому
Шелли за долг, который он не мог вернуть,
раздолбал бейсбольной битой коленную
чашечку, на него зла не держит - мол,
понятное дело, любое преступление
должно сопровождаться наказанием, и
спасибо в данном случае, что не убили,
хотя и могли.
Вместе
с тем чем-то Шелли все-таки симпатичен.
А именно - своей приверженностью старым
традициям Лас-Вегаса, старым
исполнителям (Пол Сорвино вполне
достойно сыграл певца-наркомана Бадди
Стаффорда), старой манере вести дела.
Шелли упорно сопротивляется напору
Ларри Соколова, хотя понимает, что это
смертельно опасный путь, и Шелли,
несмотря на протесты Ларри, позволяет
Берни сыграть против казино - просто
потому, что Берни играет честно, а по
понятиям Шелли, когда человек играет
честно, его нельзя останавливать.
Кстати,
Алек Болдуин за эту роль получил
несколько номинаций на весьма
престижные кинематографические
награды, включая "Оскар", причем
какие-то из них выиграл. Вполне, на мой
взгляд, заслуженно - это одна из самых
ярких, глубоких и запоминающихся его
ролей.
Некоторые претензии можно предъявить к концовке - это уже второй фильм Крамера, который аккуратно подводится ко вполне естественному трагическому финалу, а потом вдруг выруливает на совершенно высосанный из пальца хеппи-энд, однако мне кажется, что он специально делает такие счастливые концовки в своих фильмах, как бы издеваясь над продюсерами, которые картину без сопливого хеппи-энда с финальным поцелуем и порхающим над главными героями камином просто не выпустят в прокат.
В общем, на мой взгляд, это кино вполне можно посмотреть. Несмотря на определенные проблемы со сценарием, несмотря на то что это режиссерский дебют Крамера - фильм вполне достойный, причем прежде всего - благодаря актерам. Некоторые эпизоды чем-то явно цепляют, а это признак хорошего кино.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
неплохое кино
вполне можно