- Режиссер:
- Джейсон Райтман
такой ли уж плюс для них телефонистка,
не способная выговорить "алло"
без бронхиальных судорог?
Кристофер Бакли. Здесь курят
Мамы всякие нужны, мамы
всякие важны - как говорилось в одном
старом детском стихотворении и одном
старом взрослом анекдоте. Папы, в общем,
тоже всякие нужны, даже такие папы,
которых общественность Америки гневно
именует "массовый убийца", "убийца
детей", "Сатана" и даже "яппи-Мефистофель".
Папа 12-летнего Джоуи (Кэмерон Брайт) Ник
Нейлор - именно такой человек, которого,
как он сам признается, ненавидит вся
Америка, потому что Ник работает
главным общественным представителем
некоей Академии табачных исследований
- якобы научного заведения, созданного
на деньги табачных корпораций.
Разумеется, ничего научного
в том, чем занимается академия, нет,
ведь эта организация создана в чисто
рекламных целях, и единственное
исследование, которое она провела,
должно было доказать, что курение на
самом деле не приносит никакого вреда
здоровью. Зато в области связей с
общественностью академия развила
весьма бурную деятельность, и ее
форпостом, ее самым главным и лучшим
представителем был Ник Нейлор, папа
Джоуи.
Нику часто задавали вопрос:
неужели при всех своих талантах,
внешности и умении убеждать он не мог
найти себе более подходящую работу? На
подобные упреки Ник всегда отвечал, что
лучше всего он умеет представлять
табачные корпорации и раз у него это
получается хорошо, то зачем
отказываться от подобной должности?
Даже убийцы имеют право на адвоката,
замечал Ник, после чего предлагал
считать себя таким же адвокатом
табачных компаний, а адвокат -
должность вполне уважаемая, даже если
ты и защищаешь убийц.
Ну и кроме того, место
главного представителя по связям с
общественностью Академии табачных
исследований приносит Нику весьма
неплохие деньги, и это тоже нужно
учитывать - в конце концов, дорогие леди
и джентльмены, в нашей стране никому не
возбраняется зарабатывать законными
методами, ведь правильно?!!
Ник действительно мастер
своего дела. Он умеет мастерски вести
спор, изыскивает совершенно
парадоксальные, но весьма убедительные
аргументы, с легкостью и приятной
улыбкой на лице втаптывает в грязь
любого оппонента, а самые бронебойные
доводы противоположной стороны
немедленно обращает в пользу своей
позиции - так что голыми руками Ника не
возьмешь. На нем даже сенатор Финистайр
(Уильям Мэйси), давно выступавший
против табачных корпораций, обломал
зубы, а это был старый и закаленный боец
на арене политической и общественной
борьбы.
Успехи Ника привлекли к нему
внимание всесильного Доука Бойкина по
прозвищу Капитан (Роберт Дювалл)
- главы одной из крупнейших табачных
корпораций. Капитан признал Ника
членом своей "семьи", команды
убийц человечества, и теперь, похоже,
карьера Нейлора будет развиваться
совершенно безоблачно. Нику даже
доверили провернуть с помощью
продюсера Джеффа Мегалла (Роб Лоу)
сделку с Голливудом: в последние годы
Голливуд не жаловал курение в кадре, но
несколько десятков миллионов должны в
корне изменить картину.
Впрочем, любая безоблачность
в карьере может быть омрачена легкими
грозовыми тучками - на этот раз
принявшими вид журналистки Хизер
Холлоуэй (Кэти Холмс), обладающей
хорошей головой и впечатляющими
сиськами. Она пишет о Нике статью, и
Нейлор, обратив чрезмерное внимание на
сиськи, первый раз в жизни забыл
осторожность. А ведь его професьон де
фуа - не совершать никаких ошибок.
Кроме того, сын Ника нуждается в отце и часто разъезжает с ним, а не так-то просто завоевать авторитет у 12-летнего ребенка, если тебя называют главным убийцей Америки.
***
Этот фильм поставлен по
очень известному роману Кристофера
Бакли. Те зрители, которые роман читали,
о фильме, как правило, отзывались
достаточно прохладно и утверждали, что
постановщики значительно выхолостили
богатое по содержанию произведение. Я
книгу Бакли прочитать еще не успел,
хотя и собираюсь, поэтому буду
высказывать мнение человека, не
знакомого с литературным
первоисточником.
Мне этот фильм понравился.
Скажем так - твердая четверка. Где-то
даже с плюсом. Прежде всего понравился
сам подход: история человека,
выступающего как бы адвокатом
дьявола. Причем, что весьма приятно,
Ника никто не изображает эдаким борцом
за справедливость - в спорах с
оппонентами он себя может именовать
как угодно, но на деле он прекрасно
осознает, на кого он работает и ради
чего, так что его позиция - вовсе не
фанатичная, а прагматично-циничная.
Ник работает за деньги,
прекрасно это осознает и от близких, в
том числе от сына, ничего не скрывает.
Однако даже на такой - в общем-то
собачьей - должности Ник находит
определенные интересные и приятные
стороны, и это не только деньги. Нику
нравится побеждать в спорах, Нику
нравится срезать оппонентов, ему
доставляет удовольствие показывать
окружающим, что эти оппоненты нередко
не менее циничны и меркантильны, чем он,
Ник. Только он этого совершенно не
скрывает, а оппоненты тщательно
маскируют свои истинные причины за
громкими словами и пафосными фразами.
Да и отношение общества к
табачным корпорациям, по мнению Ника,
крайне лицемерно. Курильщики прекрасно
знают о том вреде, который их здоровью
наносит данная привычка. Тем не менее,
когда они получают вполне закономерные
проблемы в виде различных легочных,
сердечных и прочих заболеваний,
обвиняют они в первую очередь табачные
корпорации, а вовсе не себя. Ребята, а
при чем тут вообще табачные корпорации,
спрашивает Ник. Вы сами принимаете это
решение, вы прекрасно знаете, на что
идете, а потом почему-то обвиняете
табачников во всех смертных грехах?
Причем если табачные корпорации вдруг
перестанут выпускать свои "легочные
палочки" - курильщики всего мира,
безусловно, начнут табачные бунты.
Персонаж Ника отлично
показывает мастерство и искусство
работы пиарщика - специалиста по связям
с общественностью. Некоторые его
маневры вызывают просто восторг,
несмотря на всю их определенную
аморальность, потому что ты понимаешь,
что это чистое искусство само по себе и
совершенно в данном случае неважно, в
какой области оно используется - в
защиту табачных корпораций или для
нападения на них.
Своему успеху (а фильм собрал
отличную кассу) фильм обязан прежде
всего Аарону Экхарту, блестяще
сыгравшему Ника. Я на Экхарта обратил
внимание еще в "Кровавом четверге", где у него была
небольшая эпизодическая роль,
обрадовался его появлению в одной из
главных ролей второго плана в "Черной
орхидее", и вот
теперь - главная роль в "Здесь курят".
Ему давно пора было выйти на первый
план - отличный, на мой взгляд, актер. И
роль Ника - стопроцентное попадание,
потому что трудно найти более яркого,
обаятельного, циничного и одновременно
трогательного персонажа. Замечательно
сыграно, просто пять баллов!
Впрочем, роли второго плана в
этом фильме также не подкачали. Роберт
Дюваль (легендарный Том Хейган в "Крестном
отце") отлично
изобразил зубра табачной
промышленности - фактически крестного
отца сигарет, сигариллос, сигар и
сопутствующих милых заболеваний.
Джей Кей Симмонс (подрывник из "Игр
джентльменов")
выступил в роли слегка истеричного
начальника Ника. Давно толком не
снимающийся Роб Лоу -
золотой мальчик и
главная неоправдавшаяся надежда
Голливуда - весьма порадовал своим
появлением в роли голливудского
продюсера. Также довольно забавна была
парочка других убийц человечества -
представитель алкогольной компании
Полли Бейли, которую сыграла Мария
Белло, и представитель оружейной
компании Бобби Блисс в исполнении
Дэвида Кечнера.
А вот Кэти Холмс, сыгравшая
акулу-журналистку Хизер Холлоуэй, мне
совершенно не понравилась, и я был в
шоке, когда узнал, что ее вроде как
собирались номинировать на "Оскар"
за эту роль. (Она вроде как отказалась,
потому что ее новоявленный муженек Том
Круз был недоволен постельными сценами
в этом фильме: теперь понятно, что Том
ни черта не понимает в постельных
сценах, ведь это единственные эпизоды,
где Кэти Холмс выглядит достойно.)
Номинировать совершенно серенькую и
вообще никакую Кэти Холмс и не
номинировать Аарона Экхарта - большей
бредятины себе трудно представить. Вот
оно, голливудское лобби! Это вам не
табачные короли!..
В общем, не знаю, как
постановка соотносится с книгой, но
фильм, на мой взгляд, получился вполне
достойный просмотра - циничный,
психологичный, слегка детективный, с
некоторыми весьма неожиданными
поворотами сюжета, остросоциальный, но при этом - вовсе
не аморальный. Ну и самое главное - с
отличной игрой Аарона Экхарта. Так что
вполне можно посмотреть!
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
симпатично
вполне можно