- Режиссер:
- Слава Росс
Язвительный отзыв кота Бублика
Небольшой
провинциальный городок, местный Театр
юного зрителя. Загнивающий, скажем так,
театр, у которого уже давно нет денег,
поэтому там последние лет двести
играют один и тот же спектакль со
зверушками, которые танцуют, поют и
веселятся. Зверушек, понятное дело,
играют вовсе не дети, а
профессиональные актеры различных
возрастов. Работу свою они не любят -
как можно любить постоянно играть один
и тот же убогий спектакль со зверушками,
- денег за нее практически не получают,
однако из театра не уходят, потому что
куда на самом деле идти? А некуда!
Единственные деньги, которые театр с грехом пополам зарабатывает на зарплату актерам, - это доходы от актерского чёса по деревням и поселкам. Колхозные комбайнеры, кладовщики, конюхи и скирдовальщики зрелищами не избалованы, поэтому пока еще платят за те убогие представления, которые им демонстрирует спившаяся почти в ноль разъездная труппа.
Актер
Аркаша Сапелкин (Алексей Маклаков)
работает в ТЮЗе, а в вечном спектакле
играет роль жирного зайца. Тупого
жирного зайца, потому что данный
персонаж особым умом и
сообразительностью не отличается.
Аркаше роль зайца обрыдла до
невозможности, а если еще учесть, что
жизнь Сапелкина как-то не сильно
удалась, похоже, что он доведен
буквально до отчаяния. Жена Сапелкина
выгнала, живет он в убогой комнатушке,
всю жизнь играет тупую жирную зверушку,
и похоже, что играть Аркаше его - до
гробовой доски, которая может
случиться достаточно быстро, учитывая
традиционное актерское неумеренное
потребление низкокачественного
алкоголя.
Собственно,
вся труппа ТЮЗа на жизнь смотрит вовсе
не с оптимизмом. Однако таким
самокопанием, как Аркаша, там мало кто
занимается. Кто пьет по-черному, кто
строит козни, а кто просто существует,
не особо задумываясь над тем, что с ним
будет дальше. Хорошо себя чувствует в
этом болоте один лишь директор (Владимир
Долинский). На себя ему денег хватает,
из актеров он выжимает последние соки,
маскируя нажим лицемерным сочувствием
(любимая его фраза - "Дорогой ты мой
человек"), а параллельно еще и
молодых старлеток соблазняет, обещая
им скорое продвижение по службе: вместо
роли бессловесного гриба директор
может дать новой фаворитке роль
белочки или даже хитовую роль курочки.
Впрочем,
директор не чужд и коммерческой жилки:
он где-то откопал спонсора-колбасника (Александр
Баширов), который будет финансировать
новую постановку "Плоть, или Вампиры
навсегда", где, по требованию времени,
присутствуют секс и ужасы. Так что в
театре ненадолго оживляются, да и
Аркаша временно успокаивается - ему в
этой "Плоти" неожиданно досталась
главная роль.
Однако
выясняется, что реально в жизни театра
почти ничего не изменилось. Только
добавились колбасные ларьки в холле,
которые уничтожили последние намеки на
то, что это - храм искусства. Теперь это
все ни к какому искусству уже не имеет
ни малейшего отношения.
***
Странный
фильм. Очень неровный. Видимо, поэтому
мнения об этой картине - практически
полярны. Одним он очень понравился, из
серии "пронзительная, честная и
берущая за душу история о
провинциальных актерах", другие
утверждают, что это натужный, плохо
поставленный и довольно слабенький
фильм, который непонятно зачем вообще
снят.
Что
характерно, я не разделяю ни первое, ни
второе мнение. Фильм мне скорее не
понравился, и уж я тем более не
испытываю по его поводу никаких
восторгов, однако в нем есть некоторые
удачные сцены, благодаря которым
нельзя утверждать, что это уж совсем
пустое кино.
А
история создания позволяла надеяться,
что это будет если не шедевр, то уж хотя
бы весьма достойный фильм. (Возможно, он
таковым и является, просто далеко не
все это мнение разделяют.) Слава Росс (он
себя сам именует именно Слава, а не
Вячеслав) и Алексей Маклаков знакомы
уже лет двадцать - со времен работы в
новосибирском драматическом театре
"Красный факел". Маклаков сам
долгое время актерствовал в
провинциальных театрах, включая ТЮЗ, и
нахлебался всех "прелестей"
заштатных театриков полной ложкой.
Поэтому
когда Росс написал сценарий об актерах
провинциального театра, перед ним даже
не стоял вопрос, кого брать на главную
роль, - конечно, Маклакова. Причем
сначала сценарий предполагал съемки
короткометражного фильма, но уже в
процессе съемок Россу стало понятно,
что это - полный метр. В результате
сценарий был переработан, актерский
состав увеличился практически втрое, и
процесс съемок был запущен заново.
Всего работа над фильмом шла три года,
хотя непосредственно съемочный
процесс уложился буквально в один
месяц.
Узнав
об этой истории я, в общем-то, понял,
откуда взялись основные недостатки
фильма. Это короткометражка, которую
превратили в полный метр. Поэтому
некоторые сцены выглядят совершенно
лишними - их просто прилепили к
первоначально короткому сюжету.
Маета
главного героя довольно быстро
начинает утомлять. То есть оно-то
понятно, с чего он мается в этом болоте,
но не появляется главного -
сопереживания. Почему? То ли из-за того,
что Маклаков, на мой взгляд, все-таки не
вытягивает главную роль, то ли из-за
того, что персонаж получился вялый и
неубедительный. Ах, какой бунт
индивидуальности: в роли тупого зайца
перед детишками вдруг выдавать что-то
из "Гамлета". А детишки-то тут при
чем? Жирный гамлетующий заяц - тут у
неокрепшей детской психики может
случиться коллапс. Да и в неземную
любовь молоденькой старлетки к этому
неудачнику как-то тоже не очень
верится. А его ответные шаги выглядят
как-то очень убого. Убедительна только
сцена, когда жена обнаружила
романтический ужин и надавала мужу по
ушам, - вот это снято было здорово.
В
результате фильм оказывается без
главного - без героя. Поэтому очень
сильно проседает. Второстепенные
персонажи - почти все хороши, а вместо
главного - нечеткое желтое пятно. Но вот
как раз из-за второстепенных
персонажей фильм можно посмотреть.
Директор в исполнении Владимира
Долинского - совершенно фееричен!
Обаятельный мерзавец - это еще нужно
ухитриться сыграть. Но Долинскому
любые роли удаются блестяще, и во время
просмотра фильма мне не давал покоя
только один вопрос: почему в главной
роли барахтается Маклаков, когда
Долинский ее сыграл бы так, что фильм
мог бы стать на порядок лучше?!! Тем
более что Долинский готов был ее
сыграть - он сам это говорил в интервью.
Александр
Баширов в роли колбасного олигарха - та
же "Асса", только в профиль.
Баширов везде совершенно одинаков, и
это уже слегка утомляет. Тем более что
и в этом фильме он был пьян, в
результате чего замарал честь
производственника. Сергей Бехтерев,
навеки оставшийся в памяти народной
благодаря хитовой фразе "Лук будет?!!"
из "Блондинки за углом", сыграл
здесь эксцентричного режиссера. Явно
"переиграл", да и чисто сценарно
персонаж получился на редкость
фальшивый.
С
постановочной точки зрения также видно,
что некоторые эпизоды режиссер просто
высасывал из пальца - из серии "нужно
нагнать полный метр". В результате
сцена ожидания катера, когда вся
театральная труппа непонятно с какого
бодуна в ужасный холод лезет купаться
голышом, смотрится просто дико. Она мне
напомнила сцены в первых перестроечных
фильмах, когда режиссеры практически в
любые фильмы пихали обнаженку - обалдев
от того, что "теперь можно". А вот
сцены с чёсом выездной труппы сняты
просто отлично!
Резюмирую.
Крайне неровное кино с явными
постановочными ляпами и очень
слабеньким главным героем. Однако в
картине есть несколько удачных сцен и
довольно яркие второстепенные
персонажи, так что посмотреть его все-таки
можно. Также может случиться так, что
вам, как и некоторым другим зрителям,
"Тупой жирный заяц" покажется
отличным фильмом - такое тоже случается.
Правда, довольно редко.
P. S. Да, а вот сайт у фильма - отличный. Особенно главная страница.
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 3 |
очень неровно
нет
Сироти-и-и-и-инушка.... 8-)
Аналогично.
В том посте Алексу удалось в двух абзацах полностью раскрыть тему.
Поэтому и "большая статья" воспринимается как повтор.
P.S. Я понимаю, что в этой теме это будет немного оффтопично, но Алекс, очень рекомендую вам фильм Sleuth 2007 года, если вы на него ещё пока не сходили. Насколько я помню, вы про него слышали, тем более сделан он на основе фильма - Игра навылет, и как мне кажется, по уровню игры не только не уступает оригиналу, но и в чём-то даже превосходит. Джуд Лоу и Майкл Кейн там просто невероятное вытворяют. Фильм идёт как раз в Ролане и в кинотеатрах сети пять звёзд. Идёт на английском языке с русскими субтитрами. Я уже трижды сходил, просто непередаваемое удовольствие актёрской игрой.
P.P.S. Написал здесь, только по той причине, что хотел бы увидеть вашу рецензию на данный фильм, а также сравнить свои вкусовые ощущения от этого фильма с вашими. Тем более оригинал стоит у меня в 10 моих любимых фильмов.