- Режиссер:
- Павел Чухрай
Начало
шестидесятых, Крым, расцвет бурной
любви к родине с большой буквы "С"
и бурный расцвет соответствующих
органов, которые эту любовь призваны
были обеспечивать. Генерал Серов (Богдан
Ступка), съездив по делу в Москву к
приятелю-генералу, привозит из столицы
нового водителя - сержанта Виктора (Игорь
Петренко). Виктор - молод, красив, статен,
скромен и четко понимает службу, как
может понимать ее воспитанник детского
дома, не желающий ни под каким видом
возвращаться в это дерьмо. Поэтому
Виктор держится за свою работу так, что
соответствующие органы могут быть
спокойны, будь они органы хоть
внутренних дел, хоть внешних сношений.
Серов
берет Виктора в водители вовсе не
просто так, а с некоторым, так сказать,
намеком. Дело в том, что у генерала есть
взрослая дочь Вера (Алена Бабенко) -
даже, так сказать, слишком взрослая
дочь, которая, во-первых, хромоножка,
бедняжка, а во-вторых, немножко
беременна, причем беременность эта
прогрессирует. И ладно бы она была
беременна от какого-нибудь бравого
моряка, сурового лоцмана или
ответственного замполита - папа бы и
слова не сказал. Но Вера, к сожалению, не
замужем, что не сильно
приветствовалось в те годы, когда одной
из главных ячеек любви к родине
являлась крепкая советская семья, а
кроме того, беременна от какого-то
тупого кубинского мачо с членом вместо
мыслительных органов, который хотя и
является представителем страны
победившей революции, но мозгов и
совести это ему не прибавило ни на
грамм.
Вот
и думает генерал Серов, что Виктор и
Вера - ну, пока просто предположим - с
его помощью найдут друг друга в этом
бушующем мире построения новой жизни в
одном отдельно взятом
социалистическом лагере. Скажете, что
это какие-то недостойные мысли для
сурового генерала? Да чего уж тут
недостойного? Любой отец - это прежде
всего сначала отец, а уж потом - генерал,
член Партии, слуга царю, отец солдатам и
все такое. Ему больно смотреть на то,
как страдает Вера, он не может ее
утешить и успокоить. Вот он и делает
единственное, что подсказывает
отцовское сердце, - приводит в дом
молодого красивого парня, который
подобные дома высшего командного
состава даже и в мечтах никогда не
видал.
Но
трудно ожидать, что Вера сразу же
кинется к Виктору за утешением. Она -
девушка, выросшая, так сказать, в доме
настоящей элиты, - не может считать
какого-то водителя ровней себе. Поэтому
и обращается с ним так же, как и с
остальной обслугой в доме: подай,
принеси, делай дело и заткнись. Кроме
того, ее физический недостаток
довольно неприятным образом повлиял на
характер Веры: она все время опасается
насмешек, поэтому в общении очень резка
и недоброжелательна. Частокол
комплексов, короче говоря, который
скрывает ранимую душу несчастной, в
общем-то, женщины.
Тем
не менее ситуация в доме генерала
развивается практически как по
писаному. Вера злится и ругается, ищет
способы прервать нежеланную
беременность. Виктор ведет себя ровно,
с достоинством и за внешней
ершистостью Веры видит глубоко ранимую
душу. При этом парень хорошо понимает,
что именно может дать ему - детдомовцу
без рода, без племени - женитьба на
дочке генерала, поэтому и действует
соответствующим образом. Однако не
нужно считать Виктора меркантильным
мерзавцем или принципиальным
альфонсом - он вовсе не такой. Просто он
хорошо понимает. Что. Это. Ему. Дает.
Глупо считать, что другой на его месте
поступил бы как-то по-другому...
Однако
светлому счастью одной и объяснимо-меркантильному
счастью другого может помешать одна
весьма серьезная проблема. Положение
генерала Серова вовсе не так монолитно-незыблемо,
как может показаться со стороны. Когда-то
давно генерал позволил одному своему
судну затонуть из-за непотушенного
пожара. А пожар не стали тушить потому,
что корабль вез стратегический груз, и
Партия вместе с соответствующими
органами решили, что Родина лучше
пожертвует нескольким десятком всяких
разных матросов и офицеров, чем
позволит врагам узнать, что же такого
стратегического перевозит простой
советский корабль. Приказ, собственно,
отдавал вовсе не генерал, а некий
высокий кагэбэшный чин, однако в силу
нынешней политической обстановки все
решили свалить на генерала. Но Серов -
он старый морской волк. У него есть
некая папочка, которая может его
обезопасить. Однако рядом с ним есть
адъютант - прожженный кагэбэшник
Савельев (Панин), который интересы
родного КГБ, разумеется, ставит
несколько выше профессиональной
адъютантской чести. И теперь начнется
великое противостояние Серова и КГБ на
фоне слияния водителя и Веры. Все это
переплетется в тугой ком. Такие дела.
***
Что
интересно, Павел Чухрай остался вполне
верен себе. То есть своему стилю. "Водитель
для Веры" по выстраиванию сюжета,
мотивации персонажей, манере
постановки - настолько похож на "Вора",
что просто диву даешься. Поэтому
достоинства и недостатки нового фильма
- практически такие же, как и в "Воре".
На
первый взгляд все хорошо. Крепкая
история по теме, актуальной до сих пор:
суровые с виду, но трепетные в душе
мужчины (Серов), суровые с виду, но
трепетные в душе женщины (Вера),
трепетные с виду, но с четким стержнем
внутри сержанты (Виктор), подлые
кагэбэшники, сохранившие, однако,
человеческие чувства (Савельев), ну и
простые советские люди, которые могут
вспылить, но все равно добрые, хорошие и
отзывчивые, причем даже в сексуальном
плане (обслуга Лида). Все это очень
аккуратно и достаточно
профессионально снято, в результате
чего выглядит вполне пристойно.
И
даже главная составляющая любого
действительно хорошего кино - никто из
персонажей не является на сто
процентов "черным" или "белым"
- также присутствует: плохих тут нет ни
одного. Отрицательные герои имеют свои
явные положительные образы (даже
сволочь Савельев), а положительные
герои имеют свои явные отрицательные
стороны (ну разве что за исключением
самого Серова). Даже Виктор сделан
очень правильно - казалось бы, велик
соблазн сделать из него ну просто
наивного душку-сержанта, - ан нет, с
Виктором все не так просто! Ведь он
действительно начинает крутить роман
с Верой ради карьеры, прекрасно понимая,
что именно ему обломится при женитьбе
на генеральской дочке, он стучит на
генерала-благодетеля в КГБ, он трахает
Лиду и, в общем, так же далек от
образа розовощекого душки-сержанта, как
кот Бублик далек от образа
сексуального маньяка.
Так
что же мне все-таки не понравилось-то?
Не понравился тот самый налет легкого
лубка, который был характерен и для "Вора".
Вот вроде все правильно сделано, все
правильно снято, а легкий лубочный флер,
причем от начала и до конца, все равно
присутствует. В чем? В том, как снято,
как трактуются персонажи, с какой
просчитанной точностью подводят к тому
или иному эпизоду. Хорошо просчитанное
кино - вот что можно сказать по этому
поводу. И это обидно, потому что вложи
в него чуть менее просчитанных эмоций - и
могло получиться значительно лучше.
Еще
мне довольно сильно мешали
определенные параллели с "Утомленными
солнцем". Я даже не задумывался на
эту тему специально, но в памяти все
равно всплывал могутный военачальник,
которого кольцует КГБ (ГПУ), стукачок с
непростой судьбой в его окружении,
любовь на фоне государственной махины
и так далее.
Но не могу сказать, что мне совсем не понравилось. Наоборот, я и пишу о недостатках потому, что, на мой взгляд, кино могло бы стать явно лучше. Чуть меньше этой слегка ученической старательности в постановке, чуть менее грубовато и прямолинейно сделать переходы - может быть, термин "лубок" и не возник.
За
что можно хвалить долго, разнообразно и
даже с чувством восторга - за роли
Ступки (генерал Серов) и Панина (адъютант
Савельев). Богдан Ступка - актер
высочайшего уровня, и ему это уже давно
не нужно доказывать. Любую роль он
играет так, что просто диву даешься, как
можно практически без мимики, скупо и
немногословно рисовать настолько
мощные и яркие образы. Генерал Серов
получился именно такой - "настоящий
полковник", мощный мужик, но вместе с
тем - трепетный отец. Вероятно, только
Ступка мог сыграть эту роль так, что в
ней как раз не было ни малейшей фальши,
а ее могло быть полные ведра.
Блестяще сыграл, мне очень понравилось.
Впрочем, от Ступки ничего другого я и не
ожидал.
Об
Андрее Панине можно сказать
практически все то же самое - это актер,
который плохо не играет никогда, а
уровень оценок его ролей обычно
колеблется от "очень хорошо" до
"блистательно". Адъютант Савельев
- это уже выше, чем "блистательно".
Это временами "потрясающе". Я не
знаю, как у Панина получается настолько
разнообразно играть мерзавцев. Везде
совершенно разные черты, совершенно
разные акценты. Савельев - очень
интересный типаж. Ну да, сволочь и
стукачок. Ну да, втягивает в это дело
Виктора и к тому же руководит операцией
по предательству. Но вы посмотрите, как
Савельев вербует Виктора, как он себя
ведет в доме Серова, а главное -
посмотрите эпизод с тем, как Виктор
вдруг отказывается стучать на генерала
- мол, он ему теперь "папа". Панин -
просто гений. Это изумительно сыграно.
Игорь
Петренко сыграл хорошо. Да, вполне в
образе, вполне такой Виктор,
симпатичный предатель, которого не
осуждаешь, гнусный альфонс, которого
опять-таки не осуждаешь, потому что у
парня тяжелое детство. Сыграно ровно и
правильно. От этого - довольно скучно.
Чего-то не хватает. Нет неожиданностей,
все слишком ровно, и это как раз и
является составляющей того самого "лубка".
Алена
Бабенко, Вера, чуть поярче, но тоже
слишком шаблонна. И слишком резкий
переход от ощетиненного ежика к
ласковой зайчихе. Где-то там должно
было быть что-то промежуточное -
например, лисичка.
И еще хотелось бы сказать о Галине Петровой, играющей в маленьком эпизоде Верину тетку-алкоголичку. Вот все-таки хорошая актриса - она и в мельчайшем эпизоде запомнится надолго. Очень яркая сцена.
Резюмирую.
Вполне неплохое кино, не свободное, к
сожалению, от определенных недостатков,
среди которых налет некоторой
лубочности и слишком бросающейся в
глаза просчитанности в сюжете и
трактовке главных персонажей. Плюс -
самый финал, который, на мой взгляд,
просто на редкость не клеится и сделан
как будто под "Оскара", на который
этот фильм даже и не попадет. Однако
второстепенные персонажи - генерал и
его адъютант - искупают многие огрехи
этого фильма. Ради них его даже можно
смотреть снова и снова. В общем и целом -
вполне четверка. А уж на фоне крайне
редко появляющихся на постсоветском
пространстве действительно удачных
картин - можно сказать, действительно
событие.
***
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
неплохая, но слегка лубочная драма
вполне можно