- Режиссер:
- Константин Мурзенко
Об
этом фильме говорили и писали довольно много. Рецензии были, в основном, положительные,
причем не просто положительные, а прямо-таки восхищенные. Я читал и даже удивлялся...
Я знал Константина Мурзенко как соавтора Максима Пежемского по сценарию к фильму
"Мама, не горюй", снятого Пежемским,
где практически все действующие персонажи беседуют современным новорусско-блатным
языком, причем в отличие от большинства других фильмов на подобную тему, их
диалоги слушались вполне естественно. Однако фильм "Мама, не горюй"
собой, в общем-то, ничего особенного не представлял - комедия из бандюганской
жизни и только-то, - поэтому я очень удивлялся рецензиям на "Апрель",
преподносившим Мурзенко чуть ли не как российского Копполу. Тем более, что это
была его первая режиссерская работа.
Вот буквально несколько примеров:
Это первый за долгие годы
отечественный фильм, который, раз
взявшись, невозможно не досмотреть:
действительно интересно, чем дело
кончится... (Васильев)
"Апрель" - не только самый поэтичный криминальный фильм последних лет, но, возможно, и самый поэтичный и нежный из всего российского кинематографа за последний как минимум год... (Барабаш)
Если средний уровень нашего кино, которое выше среднего, будет таким, то авось и цены на нефть волновать перестанут... (Гладильщиков)
Мурзенко не обманул ожиданий прогрессивной общественности. Возможно, он закрывает криминальную тему в нашем кино, как ее закрыл по Франции Жан-Пьер Мельвиль, а в Америке - Абель Феррара... (Трофименков)
И
тут я понял, в чем заключается основная моя беда! За редкими исключениями, я
не читаю рецензии до просмотра фильма. А зря! Потому что тогда в случае с фильмом
"Москва", который я посчитал очень манерной
и на редкость претенциозной пустышкой, я бы знал, что это гениальный постмодернизм,
а в случае с фильмом "Апрель" я бы изначально был в курсе, что это
безумно поэтичный и нежный фильм, средний уровень которого не будет волновать
цены на нефть, а режиссер Мурзенко прикрыл криминальную тему в нашем кино раз
и навсегда. И что экзистенциальная метафоричность обоих фильмов не снизит толерантности
брутального постмодернизма концептуальных перверсий рефлексирующего режиссерского
нерва.
Однако, увы, мне, простому
деревенскому парнишке, не понять
изысков критиков, поэтому каждый фильм
я смотрю с совершенно идиотской точки
зрения - то есть своей собственной. И
мне обычно глубоко по барабану, кто там
кого брутально рефлексировал, потому
что если это все плохо, то я так и говорю
- плохо. А если хорошо, то, значит, хорошо.
Вот такая совершенно нехитрая
посконная и домотканная философия,
которая, увы, никак не сочетается с
рецензентским витийством. Впрочем,
хватит уже вступлений, давайте
перейдем к делу. Сначала, как обычно,
немного о сюжете...
Петр Апрель (Евгений Стычкин)
- бывший воспитанник детского дома,
который, видимо, от безысходности
прибился к неким, как сейчас говорят,
криминальным элементам. Не очень
понятно, правда, чем он там занимался.
Но явно не убийствами и мордобоем,
потому что герой Стычкина - существо
достаточно тихое и аморфное.
Апрель угодил в передрягу. Каким-то образом случилось так, что все криминальные элементы бандитской группировки, в которой подвизался Петя, были повязаны янычарами (то есть доблестными органами правопорядка). Но самого Апреля почему-то не повязали. Какой вывод из всего этого может сделать братва? Только один: Апрель - иуда и предатель. А значит - мочить.
Однако Петя банду не
предавал. Ему, вроде как, незачем.
Поэтому он идет на встречу к одному
крупному авторитету Леониду Петровичу
(Михаил Круг) и просит совета. Леонид
Петрович объясняет Петру, что его
подставили два негодяя - бандюган по
имени Артур (Гоша Куценко) и бизнесмен
Владимир Дергач (Денис Бургазлиев).
Поэтому ты, Петя, ласково говорит
Леонид Петрович, возьми-ка волыну и
отправляйся валить этих падл. После
этого, разумеется, с тебя все спишется,
и перед братвой ты будешь чист, вот тебе
моя порука. Да и еще возьми деньжат тыщ
десять. Возьми, Петро, возьми. Деньги,
оно не лишнее...
С этими словами Леонид
Петрович встает и уходит. А Петя
остается сидеть на столом, на котором
лежит пистолет и десять тысяч долларов.
Вариантов у него, собственно, нет.
Возможно, он понимает, что его
подставили свои же друзья-бандюганы,
чтобы заставить выполнить заказ,
возможно, не понимает - это без разницы.
Он должен грохнуть Артура и Дергача - и
точка. Ослушания ему не простят в любом
случае, независимо от того, кто и как
его подставил.
Поэтому Петя берет пистолет с деньгами и отправляется выполнять задание...
***
Увы, как уже говорилось,
изначально я не знал, что это самый
поэтический фильм, закрывающий
криминальную тему. Поэтому смотрел его
с некоторым неудовольствием, которое
было вызвано следующими причинами...
Во-первых, очень хорошо видно, что у Мурзенко нет режиссерского опыта. В результате этого фильм распадается на сплошные киноцитаты, сделанные из кого угодно, но только не из Мурзенко. Тут вам и Тарантино, и Джармуш, и Балабанов (у которого, кстати, сам Мурзенко снялся в фильме "Брат-2" в роли Фашиста), и Коэны, и чуть ли не Зельдович с его постмодернизмом. А это плохо. Причем я ничего не имею против киноцитат. Это даже забавно. Однако только из них фильм состоять не может. Должно быть что-то свое, личное. У Мурзенко этого ни черта нет. Только пестрое одеяло мешанины различных стилей, замешанных на его фирменных новорусских диалогах, которые некоторые критики почему-то называют феней.
Это даже рядом не феня. Это
обычный полуприблатненный новояз, где
нет ни слова фени, но в нем простые
русские слова, такие как: "конкретно",
"реально", "валить", "мужчина"
и прочие приобретают новый, зачастую
достаточно зловещий смысл. Только и
всего. Однако именно на таком новоязе
говорят и многие современные
бизнесмены разных мастей, и
откровенные жулики, и всякие
несидевшие бандюганы. Поэтому диалоги-то,
как обычно у Мурзенко, вполне
достоверные. Только им здорово не
хватает весьма забавного окружения,
которое, судя по всему, создавал
Пежемский. То, что отлично звучало в "Маме,
не горюй", в окружении мурзенковских
режиссерских потуг выглядит очень
искусственно и, увы, скучно. Как будто
нам пытаются перепеть старую игривую
песенку, выдавая ее за глубоко
драматическое произведение.
Во-вторых, Мурзенко явно
пытается сыграть на успехе типажей из
"Мама, не горюй", поэтому Артура в
исполнении Гоша Куценко вводит в
картину as is - то есть точно таким, каким
он был в фильме Пежемского. Это
смотрится еще более фальшиво и
натянуто. С какой стати в некую драму
("Апрель" все-таки позиционируется
именно как драма) притянут за уши Артур?
Оно понятно, что нет смысла
переименовывать персонажа, которого
играет тот же Куценко, если персонаж
говорит и ведет себя точно так же, как
Артур из "Мама, не горюй". Однако
сделано это, на мой взгляд, совершенно
напрасно. Вместо радости узнавания -
горечь раздражения. Потому что нечего
Артуру делать в "Апреле", нечего!
В-третьих, сценаристу
Мурзенко явно не хватает все того же
Пежемского. Диалоги - да, узнаваемые
мурзенковские. А проработка персонажей
и многие сюжетные ходы - явно не удались.
Причем по очень многим статьям.
Любовная история Апреля с медсестрой и
по совместительству проституткой
Аллой (Саша Куликова) - оставляет
стойкое ощущение неприятного дежавю, в
котором временами вспыхивает "Три
дня Кондора" на фоне "Птички на
проводе" и еще нескольких сотен
литературных и кинопроизведений. Если
бы здесь была хоть какая-то
оригинальная находка, хоть какая-то
новая черточка - было бы намного лучше.
Однако их нет. Просто Апрель встретил
проститутку и они, ах, полюбили друг
друга. Ничего более оригинального
Мурзенко придумать не смог.
В-четвертых, образ
рефлексирующего бизнесмена Дергача -
ужасен. Точнее, его можно было бы
признать неплохим и относительно
жизненным, если бы это все сняли лет
семь-десять назад. Вот тогда - еще туда-сюда.
А такой гротескный бизнесмен в 2001 году
выглядит совершеннейшим анахронизмом.
Нет сейчас таких бизнесменов, нет!
Причем, что самое обидное, Дергача
играет очень неплохой актер Денис
Бургазлиев. Однако он, во-первых,
совершенно не на месте, а во-вторых,
ничего не может сделать с этой вычурной
и неестественной ролью. А Мурзенко как
режиссер ему ничего не может
подсказать. Потому что сам не понимает,
с какой стати Дергач написан именно так.
В-пятых, все эти
многочисленные камео (маленькие
эпизодические роли, в которых
снимаются всякие известные люди - не
обязательно актеры) лично меня тоже
раздражали. Певец Михаил Круг в роли
авторитета Леонида Петровича, певец
Сергей Мазаев в роли авторитета
Феликса Павловича, Рената Литвинова в
роли манерной тетки в боулинге - это,
конечно, было бы забавно, если бы речь шла
о весьма классном фильме, однако когда
налицо вовсе не шедевр, остается
странное впечатление, что все эти камео
- довольно беспомощная попытка
привлечь внимание к фильму, который
ничем другим привлечь не может. По
крайней мере, у меня создалось именно
такое впечатление. Впрочем, меня вообще
сильно раздражает, когда музыкантов
снимают в кино. За редким исключением,
из этого никогда ничего хорошего не
получается.
В итоге всех дел, когда
пытаешься анализировать, что,
собственно, Мурзенко снял, ни к какому
членораздельному выводу прийти нельзя.
Сценарий откровенно слабый. Очень
много претензий и к сюжету как таковому,
и к проработке персонажей, и к диалогам.
Явно тарантиновский финал совершенно
не клеится ко всему фильму. Однако там с
самого начала не понятно, с какой стати
этому несчастному Апрелю заказали двух
жертв - прогоревшего бизнесмена
Дергача и удачливого бандита Артура, -
поэтому дальше весь фильм идет
наперекосяк, а все эти раскольниковско-гамлетовские
терзания Дергача - просто высосаны из
пальца, учитывая изначально
неправильные предпосылки.
Ладно, хватит уже громить
этот фильм, можно написать и о
некоторых плюсах. Стычкин, играющий
Апреля, как ни странно, очень хорош.
Несмотря на все сценарные и
постановочные огрехи. Просто актер
хороший, ничего тут не сделаешь. Саша
Куликова в роли Аллы - просто блеск.
Если бы не все те же сценарные
нелепости, роль можно было бы назвать
замечательной. Но в любом случае
Куликова из этой роли сделала нечто
намного более значимое, чем это было
изначально по сценарию. Ну и еще
забавно смотрелись бандюки,
участвующие в финальном нападении на
больницу. Уж очень они получились какие-то
выпуклые, жизненные и естественные.
Все остальное - сценарий и
постановка, мне, увы, совершенно не
понравились. И я ни на грамм не разделяю
восторгов критиков. А уж панегирики
этому фильму - так просто удивили.
Конечно, если помнить о том, что это
режиссерский дебют, можно даже
похвалить Мурзенко, потому что дебюты
бывают и много хуже. Однако если
рассматривать "Апрель" как
ярчайшее событие в мире российского
кинематографа, что пытаются делать
многие критики, так вот что я вам скажу -
это не событие. К сожалению, это фильм
режиссера, который пока не понимает,
что он снимает или зачем, а просто по-ученически
старательно копирует киноклассиков и
некиноклассиков. И это очень видно.
Пежемского ему не хватает, Пежемского. Вот вам и весь мой сказ. И в одном я могу вас заверить на сто процентов: после просмотра этого фильма вас не перестанут волновать цены на нефть. Так и передайте Гладильщикову.
P.S. Отдельный привет господам Стройло (художник обложки) и Баронову (компьютерный дизайн). Я такое кошмарное оформление обложки (фронтальной стороны) вижу первый раз в жизни.
Зрелищность | 3+ |
Актерская игра | 3+ |
Режиссерская работа | 3- |
Сценарий | 2 |
слабые потуги на криминальную драму
нет