- Режиссер:
- Валерий Тодоровский
- В ролях:
- Олег Янковский, Сергей Гармаш, Андрей Смирнов
Критика
этот фильм нахваливала со страшной
силой - еще бы, российская картина,
завоевавшая две награды в Сан-Себастьяне
(лучшая операторская работа и лучший
сценарий). Ну и, опять же, актерский
состав - столп отечественного
кинематографа Олег Янковский (правда,
журналистка Ирина Корнева в порыве
восторга назвала его "мифом
отечественного кинематографа", но я
все-таки думаю, что она хотела сказать
"легенда", а не "миф") и весьма
популярный после работ в картинах "Ворошиловский
стрелок", "Время танцора" и
сериалах "Каменская", "Досье
детектива Дубровского" Сергей
Гармаш. Среднестатистический вывод
критиков - "настоящий прорыв к
утраченным традициям психологического
кинематографа". Теперь давайте
разбираться...
Сюжет этого фильма - он же
краткое содержание, он же подробное
содержание, он же спойлер - легко
укладывается в один абзац... У главного
героя Чарышева (Олег Янковский) умерла
жена. Неожиданно Чарышев выясняет, что
жена ему всю жизнь (буквально,
практически с самой свадьбы) была
неверна - она тайно встречалась с неким
Иваном (Сергей Гармаш). Чарышев
пытается выяснять отношения с Иваном и
страдает. К тому же, у него появляются
серьезные сомнения в том, что сын -
вообще его, а не Ивана.
Вот и все. История простая и,
в общем-то, банальная, хотя видно, что
съемочная группа банальностей
тщательно старалась избежать, а
снимала драму. В самом начале драма, в
общем, получилась. Однако очень быстро
выдохлась. Янковский - очень хороший
актер. Гармаш тоже хороший актер. Но
полтора часа играть одно и то же
переживание - это чересчур. Этого не
выдержали даже Янковский с Гармашом.
Основная проблема этого
фильма заключается в том, что он идет
слишком долго, а поводов для
полуторачасового рассказа - в общем-то,
нет. Это могла бы получиться отличная
киноновелла - например, в составе пары
других таких же получасовых новелл. Вот
тогда было бы классно. Но
полнометражный фильм - на мой взгляд,
получился нудным и скучным. И это
обидно, потому что и сценарий
изначально неплох, и снято это вполне
прилично, и сыграно хорошо. Но за
полтора часа надоедает - хуже горькой
редьки.
Это все равно как к вам
придет близкий старый друг, недавно
похоронивший жену, и начнет с
истериками и слезами рассказывать о
том, что жена-то, оказывается, была ему
неверна. Сначала вы будете потрясены, и
слезы сопереживания прольются по вашим
щекам нежным сочувствующим потоком.
Затем, когда старый друг, основательно
накачавшись спиртным (оно понятно, что
такие вещи "всухую" не
рассказывают) начнет браниться и
называть бывшую жену "блядью" -
слезы сопереживания как-то сами по себе
высохнут, и вы начнете в возмущении
сжимать кулачки, однако внутренне
понимая, что друг не то чтобы имеет
право на подобные высказывания, но вы
знаете в каком он состоянии, так что
пусть уж лучше он выбранится - легче
станет. Но часа через три, когда друг
пойдет уже на десятый круг, в сотый раз
повторяя и смакуя одни и те же
немудреные подробности, вам захочется
выгнать его к чертовой матери из своей
квартиры, потому что друг-другом, но
сколько же можно?..
С этим фильмом происходит
примерно то же самое. Сначала - классно.
Затем начинает слегка раздражать,
когда вдруг понимаешь, что больше-то в
фильме ничего нового не скажут и не
покажут. А ближе к концу все эти
тягостные страдания уже ничего, кроме
скуки, не вызывают. Потому что слишком
их мало и слишком они однообразны.
В одной из рецензий я
встретил очень точную фразу, цитирую:
"Тодоровский не побоялся снять
простой и очень серьезный фильм,
лишенный иронии, стильности и драйва".
По контексту фраза должна звучать
комплиментом. Однако я ее готов
повторить почти один в один, но с
негативным оттенком. Тодоровский не
побоялся снять очень простой,
серьезный, скучный и крайне затянутый
фильм, лишенный иронии, стильности и
драйва. Заметьте - ДРАЙВА, а не экшна.
Понятное дело, в подобных фильмах экшн
как таковой не нужен. Однако в картине
Тодоровского нет именно драйва. И это
очень и очень плохо. В любой картине
должен быть драйв, под которым я
подразумеваю внутреннюю энергию,
внутренний стержень фильма. Здесь нет
стержня и нет никакой энергии.
В самом начале
кинематографическому вагону дали
достаточно мощный толчок (честное
слово, в течение первых пятнадцати
минут я думал, что меня ждет очень
хороший фильм), однако дальше у
режиссера-машиниста не было ни
ядерного реактора, ни угля, ни даже
простенького электромоторчика, чтобы
дать этому вагону следующий, еще хотя
бы один толчок. Вагончик покатился
дальше по инерции, а режиссер
понадеялся только на использование
грубой физической силы актеров. Те
выложились по полной программе - в этом
нет никаких сомнений - но вагончик не
может катиться на одной грубой
физической силе.
И все это особенно хорошо
видно в последних пятнадцати минутах
картины, когда уже никто вообще не знал,
что со всем этим делать - ни сценарист,
ни режиссер, ни актеры. Поэтому
закончился фильм настолько банально и
беспомощно, что нам с котом Бубликом
осталось сказать только: "Ну
здрассте!.."
Критики упирают на то, что Тодоровский снял, дескать, умный фильм, который заставляет подумать, поэтому, дескать, такой неторопливый и так далее. В таком случае я должен сказать, что фильм снят для людей очень недалеких. Для более-менее соображающих хватило бы первых пятнадцати-двадцати минут фильма. Ну полчаса - потолок. Потому что когда дальше по одному и тому же кругу разжевывается одно и то же, я начинаю думать, что меня считают идиотом. Мне не нужно одно и то же повторять по сто раз. Я вполне хорошо все понимаю с первого раза, честное слово!
Резюмирую. Это был бы вполне
приличный фильм, если бы его уложили в
полчаса. Однако его растянули на
полтора часа, и это сделано, на мой
взгляд, совершенно напрасно. В
результате этого хороший фильм
превратился в нудную тянучку, которая в
финале лопается пустым пузырем. А жаль.
Задумка неплохая и актеры хорошие.
Оценивать, разумеется, я буду то, что есть, а не то, что могло бы быть. Причем большие претензии будут к сценарию - несмотря на то, что его так высоко оценили в Сан-Себастьяне. Потому что во многом именно сценарий виноват в том, что фильм такой куцый...
Зрелищность | - |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 3 |
хорошая получасовка, зачем-то засунутая в полнометражный фильм
решайте сами