- Режиссер:
- Пэт Профт
- В ролях:
- Лесли Нильсен, Ричард Кренна, Келли Ле Брок, Сандра Бернхард, Майкл Йорк
Райан Харрисон (Лесли Нильсен) -
потрясающий скрипач, музыка которого
никого не оставляет равнодушным: мужчин его
рулады заставляют жалеть о жизни, впустую
потраченной на карты, вино и женщин, а
женщин пронзительно завывающие звуки
скрипки Райана побуждают плакать навзрыд,
раскаиваясь о том, что свою молодость они
подарили мужчинам, которые свою жизнь
тратят на других женщин, карты и вино.>
("По-моему, слишком заумное вступление получилось", - заметил кот Бублик, но на его слова я не обратил ни малейшего внимания).
Райан находится на таком пике
своей карьеры, что у него даже сильно колет в
шагу. При этом, казалось бы, Харрисона ждет
блестящее будущее: женщины персидским
ковром с фестончиками стелятся у его ног,
мужчины добиваются его дружбы и даже
приглашают на стаканчик чего-нибудь
алкоголесодержащего, однако случается так,
что Райан сводит дружбу с богатой сукой
Лорен Гудхью (Келли Ле Брок) ("Неприличное
слово, - заметил Бублик. - Лучше сказать -
идиотка кретинская".)
И вот тут у Райана
начинаются определенные неприятности. Во-первых,
Лорен Гудхью плохо целуется. Во-вторых, у
нее есть муж Хиббинг (Майкл Йорк), хотя это
не проблема. Ну и в-третьих, хотя это почти
не заслуживает упоминания, - Лорен
собирается убить Генерального секретаря
ООН. Почему - никто не знает. То ли он плохой
секретарь, который теряет всякие бумаги и
пишет договора ужасным почерком, то ли он ей
не импонирует как мужчина.
Именно этот Генеральный
секретарь и стал основной причиной
неприятностей Райана. Потому что события в
фильме разворачиваются, как в той старой
песенке: "а в остальном, прекрасная
маркиза, все хорошо, все хорошо". Лорен
собирается убить секретаря (напоминаю, что
не своего, а Генерального). Муж узнал, что
Лорен собирается убить секретаря, и это его
почему-то не устроило. Лорен узнала, что муж
узнал, что она собирается убить секретаря, и
это его почему-то не устроило, но Лорен не
устроило, что мужа не устроило, что она
собирается убить секретаря.
("Кстати, тебе вредно пить кефир, - заметил кот Бублик. - Почитай свои корявые фразы - свихнуться же можно".)
Поэтому Лорен дает задание
наемному убийце - замочить своего мужа. Не в
смысле - макнуть в ванную, а в смысле -
совершить убийство на почве бытового
алкоголизма. Так оно и происходит, так как
Лорен в деле убийства мужей - вполне
соображает, поэтому на это дело нанимает
настолько крутого и опытного исполнителя,
что у него даже нет ноги, руки и глаза.
Убийца тайком проникает в дом, свалив
десяток древних ваз и переломав кухонный
гарнитур ("Ясный свет, - заметил Бублик. -
Попробуй сам прокрасться в дом без ноги и
руки и ничего при этом не переломать") и
застает Хиббинга в самый интимный бытовой
алкоголистический момент - когда тот пьет
свое вечернее виски. Оценив пикантность
ситуации, убийца немножечко застреливает
Хиббинга (то есть, собирается застрелить, но
там и без него желающих хватает), причем так, что
Хиббинг, вроде как,
умирает.
Но в этот момент в дом является
Райан для интимного свидания с Лорен (эта
сука его просто подставила), и скрипача,
разумеется, повязывают крупной веревкой,
обвиняя в убийстве Хиббинга. Кроме того,
Райан как раз незадолго до этих событий
проехал светофор на красный свет, так что
его тут же приговаривают к смертельной
казни через повешение в кипящем масле, к
которому подведено 220 вольт всякого
электричества.
Казалось бы, мир больше никогда
не услышит своего любимого скрипача, но
тюремная машина, везущая Райана,
поскальзывается на банановой кожуре,
слетает на рельсы и стремительно увозит
Райана навстречу невероятным приключениям
неуловимого Фергуса Фоллса (Ричард Кренна),
который дал обед в честь своего намерения
поймать Райана. Для спасения этого чумового
Райана брошены все лучшие силы Америки: сам
Райан и роковая (хотя классическую музыку
она тоже уважает) красотка Касс Лэйк (Мелинда
Макграу). Вполне вероятно, что будет хэппи-энд,
однако не исключено, что все умрут жуткой и
мучительной смертью.
***
Было довольно интересно
посмотреть фильм, снятый Пэтом Профтом.
Дело в том, что это его режиссерский дебют,
но Профт - сценарист таких очень известных и
классных фильмов-пародий, как: "Полицейская
академия", "Мальчишник", всего
комплекта "Голых пистолетов" и "Горячих
голов", "Недоумки" и "Беспредел в
высшей школе". Большинство фильмов, к
которым Профт писал сценарии, снимала или
знаменитейшая троица Цукер-Абрахамс-Цукер,
или Абрахамс. И вот Профт решил
собственноручно поставить фильм по
собственному сценарию...
Получилось,
если честно, не фонтан, хотя отстоем я этот фильм никак не назову. Усилия Профта
привели к вполне ожидаемому результату: хороший сценарий и довольно слабенькая
постановка. В фильме есть все то, что составляло основную изюминку "Голых
пистолетов", "Горячих голов" и "Беспредела в высшей школе":
непрерывный каскад острот, гэгов, комедийных ситуаций, но главное - почти в
каждом кадре пародируется какой-то из очень известных фильмов. Навскидку можно
назвать: "Беглец от правосудия", "Спасти рядового Райана",
"Титаник", "Криминальное чтиво", "Поезд беглецов",
"Агент 007" и "Невыполнимая миссия".
Однако, если в "Голых
пистолетах", "Горячих головах" и
остальных фильмах Профта, которые
ставились не им, но по его сценарию, я
прекрасно помню каждый эпизод, каждый гэг и
каждую шутку, то "Без вины виноватый" я
посмотрел первый раз где-то пару месяцев
назад, но когда решил написать рецензию
вдруг понял, что совершенно не помню, о чем
этот фильм, поэтому мне его пришлось
пересмотреть от начала до конца. И где-то на
следующий день я решил сесть и написать
рецензию, так как почувствовал, что
содержимое почти мгновенно улетучивается
из памяти. Почему? А потому что там
цельности нет. Если "пистолеты" и "головы"
- это фильмы, в которых существует единство
формы и содержания, где нагромождение
пародий и гэгов не являются самоцелью, а
подчинены общей задаче, то "Без вины
виноватый" получился как бы лоскутным
одеялом совершенно неопределенной формы,
каждый лоскуток которого по-своему забавен,
однако совершенно не понятно, почему он
прикреплен именно в этом месте и что вообще
все они делают на одном одеяле.
Еще раз повторяю, что это вполне
неплохая пародия. С легкой руки Цукеров
пародия стала весьма востребованным жанром,
в котором работают многие режиссеры, однако
никому из них не удалось приблизиться к
уровню Цукеров, хотя почти каждый режиссер,
работающий в данном жанре, старательно и
очень методично копирует Цукеров.
Собственно, у Профта и получилось
старательное копирование Цукеров-Абрахамса,
но, как и любая копия, это только слабая тень
оригинала.
Легкости нет в этом фильме, легкости, которая так выгодно отличала ранние фильмы знаменитой троицы. Там где у Цукеров-Абрахамса - искрящийся фонтан гэгов и острот, у остальных - старательное выстраивание хохм с математической точностью, от чего становится просто скучно.
В музыке есть такое понятие -
драйв! У многих фильмов троицы Цукер-Абрахамс-Цукер
этот драйв есть, у остальных режиссеров
этого жанра драйв встречается очень редко.
У Профта его почти нет. Потенциально он
присутствует в сценарии, но почти весь
теряется в процессе постановки. Так что из
"Без вины виноватого" получилась
добротная, но скучноватая пародийная
комедия, которую, в принципе, можно смотреть
снова и снова, потому что время за
просмотром картины проходит не без
приятности, но в голове после этого ничего
не остается.
По поводу актерской игры сказать
особенно нечего: Лесли Нильсен везде
одинаковый, и данный фильм исключением не
стал. Приятно порадовало появление Майкла
Йорка (сыгравшего одну из главных ролей в
легендарном фильме "Кабаре"), но,
скорее, как напоминание о "Кабаре",
ведь у Йорка в этой картине роль
эпизодическая, да и к тому же - довольно
глупая. Остальные роли - натужно-пародийные,
так что вообще ничем не запомнились,
поэтому и говорить о них не буду.
Резюмирую. Посмотреть можно, но только как совершенно необременительную киношечку, которая хорошо пойдет в домашних условиях под пивцо. Пройдет незаметно, как то же пивцо, доставив, как то же пивцо, мимолетнее и довольно скромное удовольствие.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 4 |
киношка
можно под пиво