- Режиссер:
- Билл Мюррей, Хоуард Франклин
- В ролях:
- Билл Мюррей, Джейсон Робардс, Рэнди Куэйд, Тони Шелуб, Джина Дэвис, Кертвуд Смит
Жутковатая фраза из фильма
- На блафтони.
Гримм: Я забронировал одиннадцатичасовой
рейс на Мартинику.
Лумис: Мартиника? Но я ничего не знаю о Мартинике.
Гримм: Что ты знаешь о Фиджи?
Лумис: Ну... ничего.
Филлис: Ну отлично! Мы теперь поплывем на Фиджи как Тур Хейердал.
Гримм Чиповски (Билл Мюррей)
и Филлис Поттер (Джина Дэвис) задумали
ограбить банк. Ну, точнее, план
ограбления придумал Гримм и на него
возложено все
руководство операцией, а Филлис
осуществляет моральную поддержку.
Кроме того, в свой отряд горячих, хотя и
несколько криминальных сердец, они
взяли старого друга семьи - Лумиса (Рэнди
Куэйд). Впрочем, от Лумиса больше вреда,
нежели пользы, но старый друг семьи - он
всегда таким остается, несмотря на всю
свою недотепистость, инфантильность,
истеричность и прочие вполне
отрицательные качества. Кроме того,
Гримму и Филлис нужен еще один человек
в помощь, потому что план ограбления
банка - весьма необычный и остроумный.
Что
они будут делать в случае неудачи - на
этот счет они как-то не задумываются.
Вероятно, падут смертью храбрых под
пулями полицейских, ну или сядут на
много лет в тюрьму. Однако им в любом
случае осточертела эта чертова жизнь в
этом чертовом Нью-Йорке, поэтому они
хотят слупить миллион и рвануть на
Фиджи, чтобы валяться на пляже, пить
коктейли, купаться и ни о чем не думать.
А самое главное - не вспоминать о Нью-Йорке
до конца жизни.
Ограбление
получилось. Не будем выяснять, каким
образом Гримму удалось обвести вокруг
пальца руководителя операции по
спасению банка инспектора Ротцингера,
но он это сделал - не без помощи
клоунского костюма и пары десятков
заложников. Все было продумано просто
идеально: Гримм с Филлис и Лумисом уже
разъезжали с деньгами туда-сюда по
отдаленным кварталам Нью-Йорка,
периодически позвякивая Ротцингеру из
телефонов-автоматов, а инспектор был
полностью уверен, что беседует с
сидящим в банке грабителем-клоуном.
Но
Лумис... Да, этот недотепа Лумис! Именно
он все испортил, случайно нажав на
гудок автомобиля в тот момент, когда
Гримм проводил очередной сеанс связи с
Ротцингером. В итоге инспектор услышал
в трубке посторонний звук, понял, что
его водят вокруг пальца, и после этого
лафа для грабителей закончилась:
теперь вся полиция Нью-Йорка ищет
троицу преступников и старается не
дать им сбежать на Фиджи и даже в Нью-Джерси.
А
троицу как назло преследуют всякие
неприятности, причем чем дальше, тем
более существенные. Они остались без
машины, пообщались с невменяемым
таксистом-индусом (Тони Шелуб),
неожиданно ограбили заведение, которое
крышует местный босс мистер Ломбино (Кертвуд
Смит), ну и в довесок ко всему этому -
Лумис от всевозможных переживаний
совершенно слетел с катушек и истерит
по полной программе. Так что Гримму
приходится очень сильно напрягаться,
чтобы все-таки вытащить всю компанию из
Нью-Йорка. Тем более что обведенный
вокруг пальца Ротцингер висит у них на
хвосте и твердо намерен взять реванш.
***
Старая
(ей уже семнадцать лет),
но от этого не менее симпатичная
комедия, которая представляет собой
ремейк канадско-французского фильма 1985
года с Жаном-Полем Бельмондо под
названием "Hold-Up".
Оригинальный фильм был поставлен
режиссером Александром Эркади по
повести Джея Крунли "Быстрые
перемены". Название повести дало
название ремейку, продюсером которого
выступил сам Билл Мюррей, а сценаристом
- Хоуард Франклин.
Что
интересно, первоначально Мюррей с
Франклином пригласили в качестве
режиссера картины Джонатана Демми ("Замужем
за мафией", "Правда
о Чарли", "Молчание ягнят", "Филадельфия",
"Манчжурский кандидат"), но Демми
не смог участие в проекте, и тогда
Мюррей с Франклином стали решать, кто
из них сядет в режиссерское кресло. Но
эту проблему решить не удалось, в
результате режиссерами они стали оба, и
это единственный фильм Мюррея как
режиссера, да и как продюсера тоже.
Оригинальный
фильм с Бельмондо я когда-то давно
смотрел. Что интересно, он вообще
довольно сильно отличается от "Быстрых
перемен" с Мюрреем. В "Hold-Up"
большую часть фильма занимало само
ограбление банка, а всякие быстрые
перемены были отнесены фактически на
последнюю четверть картины - кстати,
довольно длинной, она шла почти два
часа. Само ограбление смотрелось
забавно, а вот быстрые перемены после
него, насколько я помню, были не сильно
впечатляющи.
В
мюрреевских "Быстрых переменах"
само ограбление занимает буквально
первые десять минут картины, а основное
действие занимает беготня и суетня криминальной
троицы в Нью-Йорке, и
это смотрится значительно интереснее,
чем в "Hold-Up". Главным героям
приходится претерпеть столько всяких
приключений, во время которых
Ротцингер подбирается все ближе и
ближе, что фильм держит в постоянном
напряжении, несмотря на то, что это, в
общем-то, чистая комедия.
Плюс
- в картине много колоритнейших
персонажей и связанных с ними эпизодов.
Самый роскошный персонаж - иностранец-водитель
такси, которого изумительно играет
Тони Шелуб. Водитель ни черта не
понимает по-английски - хотя делает вид,
что понимает, - бормочет что-то на своем
неопознанном бусурманском языке, и
единственный термин, который можно
идентифицировать - это "блафтони",
что означает "автобус". Второй
замечательный персонаж - упертый
водитель автобуса, в котором троица
едет в аэропорт. Эпизоды, в котором
Гримм бьет водителя его же оружием -
упертостью и жестким следованием
инструкциям, - сделан просто отлично.
Впрочем,
мы уже перешли к эпизодическим ролям, а
о главных не поговорили. Главный во
всем этом криминальном оркестре -
разумеется, Билл Мюррей. Он тут не
настолько ярок, как, например, в "Новой
рождественской сказке" или "Дне
сурка", но в некоторых эпизодах
выглядит просто блестяще. Мне, правда,
показалось, что в этой роли чуть больше
самолюбования, чем это необходимо, но
тут, вероятно, сказалось его
одновременное продюсерство и
режиссерство этой картины.
Лумис
в исполнении Рэнди Куэйда - просто
превосходен. Он играет эдакого
забавного большого ребенка, который
налажал, после чего впал в перманентную
истерику. Истерит Куэйд настолько
забавно, что это обязательно нужно
посмотреть. А уж как он под конец
начинает орать: "Мы все умрем!" - по
любому удобному и неудобному поводу,
одно это может зрителей довести до
истерики.
Джина
Дэвис в роли Филлис мне не понравилась -
ей то ли не дали толком сыграть, то ли
сама не сдюжила, но в Филлис вообще нет
никакой изюминки, в отличие от всех
остальных персонажей.
Резюмирую. Очень симпатичная и забавная комедия, которая, на мой взгляд, даже превосходит оригинальный фильм. (Впрочем, такое бывает нередко: достаточно, например, вспомнить "Клетку для пташек" и "Правдивую ложь".) Снято это все очень динамично, фильм смотрится вполне захватывающе, много колоритных персонажей и занятных эпизодов. Не шедевр, но раз в два-три года я этот фильм пересматриваю обязательно. Потому что нравится.
***
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
забавная комедия
вполне можно