- Режиссер:
- Дэвид Кроненберг
- В ролях:
- Мария Белло, Уильям Херт, Эд Харрис, Вигго Мортенсен, Эштон Холмс, Питер Макнейл
тоже иногда проявляется лицо убийцы -
когда я громко требую пожрать в шесть утра.
Жалоба кота Бублика
Американское
провинциальное захолустье. Маленький
городок, где все друг друга знают. На
отшибе городка, где, в отличие от больших
городов, размещаются вовсе не самые
дорогие особняки, а наоборот -
дешевенькие домики, обитает семья
Столлов: глава семьи Том (Вигго
Мортенсен), его жена Иди (Мария Белло),
сын-подросток Джек (Эштон Холмс) и
маленькая дочка Сара. Семья живет
небогато, но дружно. Том владеет
маленькой закусочной, расположенной в
самом городке, Иди работает юристом,
Джек представляет собой слегка
затюканного одноклассниками школьника,
а Сара... Сара еще слишком мала, чтобы ее
можно было как-то четко
идентифицировать. Ну, разве что ей по
ночам снятся какие-то чудища, но кому из
нас они не снились в ее возрасте?
И
вдруг как-то раз спокойное и даже сонное
течение жизни Столлов было резко
нарушено. В их городок случайно заехали
два психопата-убийцы. Они заглянули в
заведение Тома и начали было там
безобразничать и размахивать оружием,
которое неминуемо было бы пущено
бандитами в ход, однако Том сумел
отразить нападение и пристрелил обоих
уродов из пистолета, принадлежащего
одному из них.
После
этого на некоторое время Том стал героем всей
Америки. Простой владелец маленькой
закусочной, расположенной где-то там у
черта на куличках, - и вдруг сумел дать
отпор двум крайне опасным отморозкам. О
Томе пишут газеты, его снимают
корреспонденты известных телеканалов -
словом, это слава, которая, как явно
видно, Тому совершенно не нужна.
Однако
за всей шумихой никто не догадался
выяснить, каким образом тихий и
совершенно незаметный мужичок средних
лет, который до этого ничего опаснее
карбюратора в руках не держал, справился
с двумя вооруженными психопатами,
которые незадолго до этого положили
кучу народу.
Впрочем,
через некоторое время в закусочной
Столла появляются очень странные и
весьма подозрительные люди,
возглавляемые неким Карлом Фогерти (Эд
Харрис) - бандитом с изуродованным лицом,
который утверждает, что Тома Столла на
самом деле зовут Джоуи Кьюсак, он -
бывший киллер и брат известного в
Филадельфии мафиози Ричи Кьюсака (Уильям
Херт). За Джоуи, заявил Фогерти, должок в
Филадельфии, так что парень должен
поехать с ними. Они долго искали Джоуи,
объяснил Фогерти, никто не знал, куда
этот сукин сын делся, но благодаря
своему геройству парень попал в газеты и
на телевидение, так что найти его уже не
составило труда.
Семья
Тома, разумеется, в шоке. Иди никак не
может поверить, что ее муж, которого она
знает много лет, вовсе не тихий и
работящий средний американец, а
известный киллер, которого к тому же
разыскивает мафия. Том пытается убедить
Иди, что его с кем-то спутали, но чем
дальше, тем всем вокруг становится
понятно, что с этим делом что-то нечисто...
***
Хорошее
кино. Правда, первые десять минут я думал,
что дальнейшее развитие сюжета будет
мало чем отличаться от десятков и сотен
аналогичных фильмов: киллеры-психопаты
доберутся до маленького городка, начнут
терроризировать семью простого
американца Тома Столла, он начнет
защищаться и примерно к финалу, путем
неимоверного напряжения всех сил, лопат
и гаечных ключей, покончит со злодеями и
спасет таким образом свою простую
американскую семью, маленький
американский городок и местного
Анискина - старенького, но еще крепкого
шерифа Сэма Карни.
Но
когда Том расправился с отморозками уже
примерно на одиннадцатой минуте, причем
сделал это с небывалым для тихого
владельца скромной забегаловки
мастерством, стало понятно, что сюжет
все-таки должен преподнести
определенные сюрпризы. Впрочем, дальше
оказалось, что дело не в сюрпризах, - и
дураку было понятно, что приехавшие в
городок странные и очень опасные
мужчины Тома-Джоуи хорошо знают, явно
его ни с кем не спутали и рассказывают о
его прошлом совершенно не напрасно. Но
зато теперь будет интересно посмотреть,
как Том из всего этого выпутается.
Однако
главная прелесть фильма заключается
вовсе не в сюжете и не в том, как главный
герой будет выпутываться из крайне
сложной ситуации. Да и не в его прошлом -
о нем, в общем-то, практически ничего не
расскажут. Главное, ради чего это все
снято, - то, как Вигго Мортенсен из Тома
перевоплощается в Джоуи. Вот это
действительно нечто потрясающее!
Собственно,
Мортенсен себя уже вполне
зарекомендовал как интересный и весьма
разносторонний актер. Причем, что
интересно, не в одном предыдущем фильме
характер его персонажа раскрывался
постепенно: что Арагорн во "Властелине
колец", который сначала не
производил впечатления человека,
способного повести за собой войска на
смерть, но затем все-таки раскрылся в
соответствующем качестве, что бедный
художник Дэвид Шау из "Идеального
убийства", который затем оказался
редкостным мерзавцем.
Здесь,
в общем-то, то же самое. Сначала
Мортенсен предстает в роли
классического среднего американца:
бедноватая семья, старенький грузовичок,
скромная закусочная, явно не приносящая
приличной прибыли, но - любящая жена,
хорошие дети, полное взаимопонимание и
все такое. Скучно, но пасторально-благодушно.
Эдакое тихое семейное счастье.
И
даже после событий в закусочной, когда в
городке появляются мафиози, Том все
равно не похож на бывшего киллера - вот
не киллер он, ну просто никак, несмотря
на странную сноровку, проявленную при
обезвреживании отморозков. Но в эпизоде,
когда мафиози начинают давить на Тома,
захватив его сына (это, в общем, вполне
ожидаемое действие с их стороны), - вдруг
просто мороз пробегает по коже, когда
видишь, как мгновенно меняются глаза
Мортенсена: только что на дорожке перед
домом стоял тихий парень Том с грустными
и застенчивыми глазами, и вдруг на его
месте появляется Джоуи с совершенно
пустыми глазами убийцы. И ты понимаешь,
что сейчас произойдет, - и оно
происходит.
Мортенсен
в этом фильме вытворяет что-то
невообразимое. Он действительно
изображает двух совершенно разных людей.
Причем практически одними глазами.
Ничто в глазах Тома не говорит о его
давно спрятанной второй натуре - Джоуи. И
ничто в глазах киллера Джоуи не говорит
о том, что минуту назад он еще был тихим
владельцем магазинчика, который,
казалось бы, и мухи не обидит.
Также
очень здорово поставлены сцены, в
которых Джоуи сражается с психопатами и
бывшими дружками-мафиози: он действует
очень быстро, продуманно и крайне
профессионально - кажется, что работает
машина для убийств, способная думать и
действовать заметно быстрее обычных
людей.
Взаимоотношения
Джоуи с семьей также достаточно
интересны - понятно, что жене и сыну
непросто смириться с тем, кем на самом
деле оказался их тихий муж и отец, -
однако они все-таки не главные в этом
фильме. Превращения Мортенсена из
одного человека в другого - вот что
поражает!
Кстати,
на роль Тома Столла был вовсе не один
претендент. Сначала роль предлагали Томасу
Джейну, но он отказался. Джейн мог
вполне неплохо сыграть этого персонажа,
но с Мортенсеном в искусстве
перевоплощения он вряд ли бы сравнился.
Впрочем, у Джейна уже была очень похожая
роль: в весьма неплохом фильме "Кровавый
четверг" он как раз и сыграл
завязавшего киллера, которому волей-неволей
пришлось вспомнить старые навыки.
После
Джейна роль, как ни странно, предложили
Харрисону Форду. Оно понятно, что Форд
тоже когда-то сыграл нечто похожее -
скромного профессора, который в погоне
за артефактами становится просто
Индиана Джонс какой-то, но Харрисону,
между прочим, уже слегка шестьдесят четыре года, так что
не очень понятно, какой смысл был
планировать его на эту роль. Впрочем,
Форд также отказался, поэтому роль
досталась Мортенсену - как выяснилось,
фильму это пошло только на пользу...
Ближе
к финалу "Оправданной жестокости"
есть еще одна сцена, которую можно
пересматривать несколько раз, - в ней на
первый план выходит брат Джоуи Ричи,
которого великолепно сыграл Уильям Херт
(глава общины Эдвард Уокер из "Таинственного
леса"). У Ричи всего лишь небольшой
монолог, в котором он рассказывает о том,
как ему жилось в Филадельфии без Джоуи и
как он разгребал то, что Джоуи оставил за
собой, но этот монолог стоит целого
фильма - Херт в нем просто великолепен!
Ну
и также порадовал Эд Харрис, сыгравший
изуродованного Карла Фогерти. Эпизоды с
ним были достаточно типовые, но
несколько фраз, особенно в общении с
полицейским, прозвучали весьма эффектно.
(Подозреваю, правда, что они были сильно
испорчены в дубляже.)
В
общем, на мой взгляд, это весьма
достойный просмотра фильм. Вроде бы
ничего особенного и ничего сильно
оригинального в сценарии, но то, как это
сыграно и поставлено, - просто явно на
четверку с плюсом. Несколько
неожиданный фильм для Кроненберга (кстати,
он на самом деле поставлен по достаточно
известному комиксу Джона Вагнера и
Винса Лока, который, как и фильм, в
оригинале называется "История
насилия", а вовсе не "Оправданная
жестокость"), но я вполне приветствую
подобные неожиданности. Впечатляющий
фильм с очень яркой актерской игрой.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
сильно
вполне можно