- Режиссер:
- Стивен Спилберг
"Это самый сумасшедший
сукин сын из всех, кого я видел..."
генерал-майор Джозеф Стилуэлл
На
мой взгляд, это один из лучших фильмов
Стивена Спилберга и одна из лучших
комедий о войне, вполне сравнимая по
уровню с классическими "Большая
прогулка" и "Мистер Питкин". Что
интересно, в Штатах этот фильм с
грохотом провалился - американцы не
оценили стеба над самими собой, - однако
Спилберг из этого сделал определенные
выводы и в своих следующих фильмах
попадал уже в самую точку, не допуская
больше подобных экспериментов -
великолепных, но нерентабельных.
Тем не менее комедия "1941" в истории мировой кинематографии все-таки осталась, и я совсем недавно на нее наткнулся, причем совершенно случайно - ведь в официальной лицензии фильм еще не выпускался. Впрочем, рассуждать о фильме будем чуть позже, а сейчас - немного о сюжете...
1941
год. Японцы только что отбомбились на "Перл-Харборе"
и, пользуясь тем, что генерал Дулитл еще
не отправил Бэна Аффлека с Джошем
Хартнеттом раздолбать половину Японии,
вынашивают всяческие коварные планы.
Негодяйским самураям мало Перл-Харбора.
Они хотят ударить в самое сердце
Америки, причем ударить так, чтобы весь
мир содрогнулся сотрясучим протрясом
от эдакого коварства.
Что
является сердцем Америки? Разумеется,
Голливуд. Его и нужно уничтожить! И для
выполнения этого жуткого замысла
японцы направляют на западное
побережье Штатов подводную лодку,
командир которой, Акиро Митамуро (Тоширо
Мифуне), получил четкий и
недвусмысленный приказ: "Командира!
Ты дорзен найти эта Гарривуда и
раздорбать его к тертовой матери, поняр?"
Акиро
- старый подводный волк. Поэтому он
сделает все, чтобы выполнить приказ.
Однако у него тоже есть свои проблемы.
Подводную лодку Японии продала
нацистская Германия. И, как водится,
всучила залежалый товарец, поэтому на
лодке не работает ни один
навигационный прибор, включая компас.
Подлодка-то добралась до берегов
западного побережья США, но где найти
этот чертов Голливуд - не очень и
понятно.
Акиро
отправляет на берег своих лучших
воинов-ниндзя, чтобы они разведали
обстановку, но они притаскивают на борт
дровосека-пьяницу по имени Хэллис П.
Вуд и задача все равно остается
невыполненной. Тем не менее Акиро не
теряет надежды найти фабрику мечты. В
конце концов, можно спокойно мотаться
вдоль берега и посматривать - не видать
ли чего-нибудь эдакого... голливудского?..
Вы
думаете, простые американцы и не
подозревают, что над их головами
нависла такая страшная опасность? Еще
как подозревают! Они знают, что враг
близко, и что он в любой момент может
нанести коварный удар. Поэтому главный
лозунг сегодняшнего дня - солдат,
береги родину, мать твою! А девушки
должны отдать все свои чувства и все
свои девичьи помыслы - им, солдатам.
Даже если они будут хулиганить и грязно
домогаться. Потому что солдаты - это
главное! Их боевой дух нужно поддержать.
Даже
простая американская семья Дугласов из
Калифорнии знает, что солдаты - это наше
все! И когда боевой зенитный расчет
бравого сержанта Фрэнка Дерево (Дэн
Эйкройд) занимает позицию прямо во
дворе их дома, папаша Вард (Нэд Битти) не
только не протестует, но и наоборот -
поддерживает солдат со страшной силой,
особенно когда ефрейтор Чак Ситарски (Трит
Уильямс) волочится за его дочкой
красавицей Джоан. Пусть лучше солдат,
патриотично думает Вард, чем
бездельник Уолли (Бобби Ди Кикко), у
которого только танцульки на уме.
Однако сама Джоан думает не так, но кто
ее будет слушать, эту дурочку, когда
страна в опасности!
Впрочем,
не все военные одинаково смотрят на
возможность вторжения. Одни смотрят
через бинокль. Другие используют
бутылку с виски. А генерал-майор Джозеф
Стилуэлл смотрит на японцев сквозь
призму диснеевских мультиков. Он
смеется и плачет, в волнении стискивает
кулаки и приходит в восторг. Никто не
посмеет напасть на страну, думает
генерал, которая делает такие фильмы!
Поэтому единственное спасение нации -
безымянные герои, вроде неистового
летчика капитана Бешеный Билл Келсо (Джон
Белуши). Только он - толстячок, которому
неведом страх, бравый летчик с белым
шарфиком, неисправимый пьяница с белой
горячкой, не боящийся ни Гитлера, ни
японцев, ни даже налогового инспектора
- только он сможет остановить
зарвавшихся носом в воду японцев и
спасти Голливуд от неминуемого
необнаружения, потому что японцы
компас так и не достали, поэтому
принимают за Голливуд парк
аттракционов в каком-то поселке.
И
пускай Бешеный Билл Келсо - самый
сумасшедший сукин сын из всех, кого
только видел генерал Стилуэлл, - именно
он сделает невозможное: что-нибудь от
кого-нибудь спасет! А на земле его
поддержат друзья - расчет сержанта
Дерево, адьютант генерала Стилуэлла -
Лумис, который задался целью
соблазнить секретаршу в самолете,
гражданская служба обороны, несущая
свою вахту на колесе обозрения, ну и все
остальные сознательные и
бессознательные люди. Враг будет
разбит! Победа будет за нами! Ну или
перед нами! Это как получится!
***
Совершенно
убойная комедия. Одна из лучших комедий
о войне и одна из лучших комедий из всех,
что я вообще видел. Хохма на хохме, стеб
на стебе, крутой эффект на эффекте -
фильм пролетает совершенно незаметно,
и ты только сидишь и молишься, чтобы это
подольше не заканчивалось.
Несмотря на немалую продолжительность (почти два с половиной часа), фильм безумно динамичный, чему способствует то, что Спилберг напихал в картину большое количество всевозможных разнообразных сюжетных линий, причем персонажи каждого сюжетного завихрения - очень колоритны и забавны. Вот простое перечисление только основных направлений сюжета:
-
японская подводная лодка, которую консультирует нацистский офицер;
-
пьяница Хэллис Вуд, который не выдаст Военную тайну;
-
зенитный расчет сержанта Дерево;
-
танцор Уолли, ухаживающий за Джоан;
-
сама Джоан с подружкой, влюбленной в ефрейтора Ситарски;
-
генерал-майор Стилуэлл, не верящий во вторжение;
-
полковник Мэддокс, ожидающий вторжения;
-
адъютант Стилуэлла, пытающийся трахнуть секретаршу в самолете;
-
гражданская оборона, занимающая пост на колесе обозрения;
-
папаша Вард и его детишки, защищающие свой дом;
-
сумасшедший летчик Бешеный Билл Келсо.
И вся эта пестрая мешанина персонажей и характеров готовится к вторжению, не верит в японцев, пьет, танцует, влюбляется, кадрится, воюет, летает, соблазняет, защищает, негодует, наблюдает, боится, храбрится и дает японцам прокашляться. Все это безумно весело, забавно, прикольно, уморительно и невероятно смешно.
Бешеный
Билл Келсо - совершенно потрясающая роль
легендарного Джона Белуши, который, увы,
умер в 1982 году от передозировки,
оставив после себя всего лишь
несколько фильмов, среди которых
незабываемый "Братья блюз" (в
нем, кстати, Стивен Спилберг снялся в
качестве актера). Эпизоды с неистовым
Келсо можно пересматривать бесконечно,
особенно сцены, когда он влезает на
самолет, садится на мотоцикл,
обнаруживает пистолетную пулю в фонаре
кабины или врывается на борт подводной
лодки. После фразы, обращенной к
японцам: "А ну, быра развернули свое
корыто! Отвезете меня в Токио!", у нас
с котом Бубликом случилась истерика. У
меня - от восторга, а у Бублика - от
удивления, потому что он никогда до
этого не видел меня в истерике.
Впрочем,
там все характеры совершенно
изумительные, и нет нужды их подробно
описывать, потому что это все нужно
просто смотреть. Потрясные хохмы
начинаются в фильме с начала и
продолжаются до самого конца. Кроме
того, там есть масса находок, которые
затем неоднократно использовались в
фильмах, снятых намного позже. Так что
Спилберг снял просто шедевр, у меня в
этом нет никаких сомнений.
Почему
"1941" в Штатах провалился?
Американцы не были готовы к такому
стебу. Вероятно, им не понравилось, что
Спилберг над ними смеется. Они этого не
оценили. То ли ставили себя на место
персонажей, то ли еще почему-то...
Впрочем, это дело знакомое. Вон, сколько
Войновича пинали за "Чонкина".
И тебе издевательство над великим
народом, и тебе принижение роли армии, и
тебе кощунство, и тебе глумление над
святынями...
Однако
что в "Чонкине" нет никакого
глумления над святынями, что в
"1941". Спилберг снял совершенно
прелестную, забавную, ироничную и
уморительно смешную комедию, которую в
Штатах совершенно не оценили. Но зато
мы с котом Бубликом были от этого
фильма в диком восторге. У меня теперь
это одна из самых любимых комедий...
Впрочем,
мне не хочется, чтобы вы заранее
настраивались на что-то шедевральное.
Черт его знает, вкусы у всех разные.
Иногда мне кажутся полным отстоем
фильмы, которые у других зрителей
вызывают бурю восторга. Так что вполне
возможно, что некоторым из вас "1941"
покажется самой заурядной комедией,
вовсе не заслуживающей таких лестных
эпитетов. Но я думаю, что посмотреть ее
в любом случае стоит. Хотя бы для того,
чтобы составить свое собственное
впечатление.
P.S. Где его достать? Честно говоря, трудно сказать. На кассетах он мне не попадался, в магазинах его нет. Я его достал на каком-то пиратском DVD. Правда, качество там было вполне даже пристойное, да и перевод хороший (многоголосый, при котором слышен оригинальный текст).
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
суперская комедия
обязательно
За семь лет на торрентах появились приличные копии.
P.S. Везет же тем, кто смог найти "1941" на DVD - мне удалось нарыть лишь парой .AVI-файлов по 700М, с бледной картинкой. Головой понимаешь, что фильм отличный, но просмотр особой радости не доставляет. Так что, кто сможет - лучше ищите DVD, не портите себе впечатление фиговой копией.