- Режиссер:
- Алехандро Гонсалес Иньярриту
- В ролях:
- Шон Пенн, Бенисио дель Торо, Наоми Уоттс, Шарлотта Гейнсбург
Как
и в предыдущем фильме Алехандро
Гонсалеса Иньярриту «Сука
любовь», отправной точкой стала
автокатастрофа. Она в корне поменяла
судьбу сразу нескольких, совершенно
незнакомых друг с другом человек.
Однако если в «Суке любовь» действие
разворачивается постепенно, от одной
житейской истории к другой, то в «21
граммах» поначалу кажется, что при
монтаже перепутали различные части:
какие-то персонажи в соседних эпизодах
выглядят совершенно по-разному, как
будто вдруг прошло несколько лет, а
кроме того, они то общаются друг с
другом, то совершенно незнакомы.
С
самых первых кадров понятно, что
произошла какая-то трагедия. То есть
весь фильм ведёт к этой трагедии, а вот
к одной ли или целой их череде –
выяснится только во время просмотра. О
сюжете фильма рассказывать довольно
трудно, потому что можно перейти ту
грань, за которой начнутся явные
спойлеры, и я испорчу задумку режиссёра.
Поэтому основу сюжета излагаю очень и
очень осторожно…
В
центре внимания фильма – три семьи.
Точнее, три человека. Математик Пол
Риверс (Шон Пенн), страдающий крайне
тяжелым заболеванием сердца, спасти
которого от неминуемой смерти может
только срочная пересадка. Пол Риверс
находится в листе ожидания донорского
сердца – как только донор появится,
Полу сделают операцию.
Бывший
уголовник Джек Джордан (Бенисио Дель
Торо) – человек, так сказать,
несчастливой судьбы. Когда-то по
глупости он совершил преступление,
после чего вся его жизнь покатилась под
откос. В какой-то момент Джек ударился в
религию, и это вроде бы изменило его
жизнь - Джеку показалось, что благодаря
вере он сумел стать совсем другим
человеком… Однако в тот момент, когда
Джек решил, что Бог его теперь любит,
выяснилось, что это совершенно не так –
Джек, сам того не желая, совершает
страшное преступление: сбивает на
своей машине мужчину и двух его
маленьких дочерей.
Третий
человек - бывшая наркоманка Кристина
Пек (Наоми Уоттс), которая сумела
завязать со своей пагубной привычкой,
вышла замуж и родила двух дочерей.
Именно её дочерей вместе с мужем убьет
своей машиной Джек Джордан, наконец-то
поверивший в то, что Бог его любит.
Сердце её погибшего мужа будет
пересажено Полу Риверсу, и это спасёт
математика от неминуемой смерти.
Таким образом, всех этих людей так или иначе свяжет одна автокатастрофа.
***
Это
первый фильм мексиканского режиссёра
Алехандро Гонсалеса Иньярриту,
поставленный им в Голливуде с
американскими актёрами. Предыдущий
фильм, «Сука любовь», был восторженно
встречен публикой и критиками (на IMDB
он находится в первой 250-ке лучших
фильмов всех времён и народов, впрочем,
как и «21 грамм»), получил массу
всевозможных престижных
кинематографических наград, и это дало
возможность Иньярриту поработать в
Голливуде.
Подобные
эксперименты далеко не всегда бывают
успешными, но в данном случае, к счастью,
это сотрудничество оказалось вполне
плодотворным. Впрочем, от Голливуда в
этом фильме только актёры, потому что
сценарий писал мексиканец Гильермо
Арьяга, а продюсеры, судя по всему, в
работу Иньярриту не вмешивались.
О чём этот фильм? О людских судьбах, об их странном пересечении и переплетении, но главное - о том, что вся эта жизнь настолько сложна и часто совершенно непонятна, что её не объяснить ни четкой или расплывчатой концепцией, ни так называемым божественным провидением, ни научными постулатами. Она просто такая есть, эта жизнь. И она временами вытворяет с людьми такое, что не дай бог это испытать на себе.
А
главное – невозможно понять, почему, по
какой причине определённые события
происходят с данным человеком. Джек
Джордан – он же исправился! Он пришел к
Богу! Он стал верующим, набожным и «правильным»
просто до умопомрачения! И в этот
момент он совершает – причём, заметьте,
непредумышленно - невероятно тяжкий
грех: убийство троих совершенно
невинных людей, причем двое из этих
троих – маленькие дети! Как ему потом
жить со всем этим? За что ему такие
испытания – человеку, которого судьба
и так испытывала всю его жизнь?!!
Наркоманка
Кристина сумела расстаться с
наркотиками и наконец-то зажила
нормальной семейной жизнью. И в момент,
казалось бы, наивысшего семейного
счастья - судьба (рок, Бог) отнимают у
неё всех её близких. И как ей жить
дальше? Какие мысли останутся у неё в
голове после этой ужасной трагедии?
И как дальше жить Полу Риверсу, который узнаёт, что его существование продлено за счёт страшного несчастья в жизни Кристины?
Кристина
и Джек были наказаны в тот момент, когда
они – со всех точек зрения –
исправились и «встали на путь истинный»,
как говорят священники. Почему именно
тогда? Почему масса ублюдков на этом
свете живут себе припеваючи, а людей,
которые в этой жизни почти не видели
никакого просвета, судьба наказывает в
тот момент, когда они впервые стали
жить в ладу с самими собой и окружающим
миром?
Ответ
на это не может дать никто. Не отвечает
на него и Алехандро Гонсалес Иньярриту.
Он просто показывает разные судьбы и
сплетение этих судеб. Исследует то, что
из всего этого может получиться, хотя
на самом деле развитие событий может
быть таким, как в фильме, а может быть
иным – это не имеет особого значения.
Главные мысли, которые, как мне кажется,
режиссер вкладывает в фильм, звучат так…
Первое.
В этой жизни нет, не было и не будет
никакой так называемой справедливости.
События в ней происходят - с
человеческой точки зрения –
достаточно хаотично, и понять их логику
– практически невозможно.
Второе. Не нужно жить одной мыслью о мести невольному убийце – как правило, он сам достаточно наказан своей же совестью. Это значительно больнее банального удара ножом или выстрела из пистолета.
Третье.
Не следует думать, что кто-то там,
наверху, хорошо к тебе относится. Это
всё полная чушь…
Мне очень понравился этот фильм. Впрочем, как и «Сука любовь». Причем «21 грамм» - с кинематографической точки зрения более сильный и более, скажем так, зрелый. "Рваный" монтаж, который в начале фильма вызывает недоумение определенной части зрителей, - на мой взгляд, вполне оправдан. Это не выпендрёж, а вполне сознательно введённый в картину элемент, который подчеркивает сумбурность происходящих в жизни этих людей событий, а кроме того, создаёт необходимый психологический настрой у зрителей.
Актёры
на этот фильм подобраны блестяще: все
трое – действительно хорошие, глубокие
и умные актёры, а не дутые «звёзды».
Нарочито неголливудский интеллектуал
Шон Пенн, великолепный профессионал
Бенисио Дель Торо и наконец-то попавшая
в первый эшелон Наоми Уоттс, которая
ещё в «Малхолланд Драйв»
продемонстрировала весьма богатые
актерские возможности. Все они играют
свои роли очень сильно: ничуть не
переигрывая, демонстрируя именно
внутренний настрой и соответствующее
психологическое состояние своих
персонажей, не пользуясь при этом чисто
внешними актерскими эффектами.
Это
хороший и сильный фильм. Я не скажу, что
он доставит удовольствие – такие
фильмы снимаются вовсе не для того,
чтобы развлечь зрителей. Но его нужно
посмотреть – просто чтобы задуматься
над некоторыми вопросами, которые рано
или поздно встают практически перед
всеми. Ну и чтобы понять несколько
довольно простых вещей, которые одни
люди начинают понимать в весьма зрелом
возрасте, а другие не понимают и до
конца жизни.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4 |
хорошее кино
решайте сами
Подбор актеров безупречен,особенно порадовали Шон и Бенисио.На их фоне даже хорошая игра Наоми Уоттс кажется немного блеклой,хотя повторюсь,она играет отлична.Музыкальное сопровождение гармонично идет с повествованием фильма.Да и сюжет фильма и его монтаж ,всё сделано на высочайшем уровне.Низкий поклон Алехандро Иньярриту.Прошлый его фильм "Сука-любовь" меня особо не зацепила,а "Вавилон" показался фильмом,каким-то немного фальшивым.И сюжетная линия и актеры,вообщем что-то не то.
НО за "21 грамм" огромное спасибо!