- Режиссер:
- Найт Шьямалан
Пенсильвания,
девятнадцатый век, небольшая деревушка,
стоящая в окружении лесов и оторванная
от всего остального мира. В деревне
процветает нечто вроде примитивного
коммунизма: натуральное хозяйство,
натуральный обмен и полное отсутствие
денег, потому что они жителям просто не
нужны. Жизнь в общине – спокойная и
размеренная. Каждый занимается своим
делом, преступность отсутствует как
класс – словом, тишь да гладь кругом,
путь далёк лежит... да только путь далёк
не лежит – нет никакого пути из деревни,
потому что в окружающих лесах живут Те,
О Ком Не Говорят.>
Кто
это? Какие существа мешают жителям
деревни повидать новые места?
Доподлинно это неизвестно (по крайней
мере, в начале фильма). Но, скорее всего,
это что-то очень страшное, потому что
леса все боятся до животного ужаса:
деревня окружена специальной
изгородью, на столбах которой по ночам
горят огни, а на сторожевой башне
каждую ночь дежурят мужчины, в
обязанность которым вменяется бить в
колокол, если из леса появятся Они.
Есть
некоторые правила, которые обязаны
выполнять сельчане, если хотят
сохранить себе жизнь. Во-первых, они ни
под каким видом не должны заходить в
лес. Когда-то давно, как говорят
старейшины деревни, с существами из
леса было заключено соглашение: жители
деревни не заходят в лес, а лесные
обитатели не появляются в деревне. Если
нарушить это правило, перемирие
закончится. Во-вторых, красный цвет
приманивает существ из леса – поэтому
в деревне вы не найдёте ни одного
предмета подобной окраски. В-третьих,
если зазвонит колокол, символ
опасности, нужно немедленно закрывать
двери дома и прятаться, потому что идут
Они.
Ну
и есть ещё несколько мелких правил,
которые также желательно выполнять:
носить жёлтый цвет (его не любят Те, О
Ком Не Говорят), особенно когда
прогуливаешься рядом с лесом,
приносить лесным обитателям в жертву
тушки животных, чтобы они не жаждали
крови, ну и так далее.
Страдают
ли жители поселения от того, что не
могут покинуть пределы своего клочка
земли, окружённого лесами? Нет, не
страдают. Старейшины – несколько людей,
которые основали деревню, – объяснили,
что за лесом находится Город – жуткое
место, где процветают мерзость и порок.
Мы живём простой, но радостной жизнью,
говорят старейшины. Мы возделываем
землю, выращиваем скот, строим дома,
влюбляемся, рожаем детей. Мы сами
обеспечиваем себя всем необходимым. У
нас нет преступности, в нас нет ни злобы,
ни зависти. Мы счастливы здесь. В Городе
этого счастья не найти. Так стоит ли
переживать от того, что Город
недосягаем? Наоборот, этому стоит
радоваться...
В
общем, почти все жители деревни со
старейшинами согласны – зачем им Город,
когда и в деревне хорошо. Однако один из
молодых жителей – странноватый и
аутичный парень Люциус Хант (Хоакин
Феникс) – упорно хочет войти в этот
страшный лес и дойти до Города. Хант
считает, что лесные жители его
пропустят. А в Город... В Город нужно
сходить. Там есть лекарства, в
отсутствие которых многие жители
деревни умирают. Старейшины
отказываются отпустить Люциуса в лес.
Если будут нарушены договоренности,
лесные твари снова начнут нападать на
деревню.
Но
через некоторое время ситуация
складывается таким образом, что кому-то
придётся пойти в Город, чтобы спасти
жизнь самому Люциусу. По странному
стечению обстоятельств - это будет
слепая девушка Иви Уокер (Брайс Даллас
Хоуард).
***
Наконец-то!
Первый фильм Шьямалана, который мне
понравился от начала и до конца.
Включая финал! Включая раскрытие всех
карт! Просто раньше, в конце
"Неуязвимого"
и "Знаках"
режиссер, говоря покерным языком,
выкладывал вшивую двойку, а теперь – на
столе полноценное каре, если не покер...
("Шестое чувство" я так и не
посмотрел – упустил момент, а потом
сердобольные знакомые рассказали, в
чём там секретик, и теперь смотреть
просто неинтересно.)
Если
отставить в сторону совершенно не
понравившийся (для объективности можно
написать – "не понятый") "Неуязвимый",
то "Знаки", в общем, произвели
вполне хорошее впечатление до того
момента, когда вдруг выяснилось, кто
именно там жёг тряпки и смеялся. А уж из-за
чего бывший священник снова обрел веру...
Впрочем, не будем о грустном, тем более
что о "Знаках" я всё подробно
расписал в соответствующей рецензии.
Почему
я вспомнил о предыдущих фильмах этого
режиссёра? Потому что еще в "Знаках"
проявился его фирменный стиль – умение
нагнетать страх и ужас совершенно
простыми, но крайне выразительными
изобразительными и акустическими
средствами. Я вообще человек
достаточно невпечатлительный. Поэтому
не смотрю триллеры и ужастики – мне от
них просто смешно, когда из подпола
выползает тщательно (или небрежно)
нарисованная инопланетная или
подземная тварь, которая начинает
жрать всех вокруг под вымученные крики
актёров, в которых явно различается
нотка требования прибавить зарплату.
Шьямалан
– другое дело! Этот парень умеет
нагнать ужаса даже на меня: умело
подобранными картинками, таинственной
музыкой, длинными планами лесных
верхушек, тенью на стене или экране
кинескопа. В "Таинственном лесе"
это мастерство проявилось в полном
блеске. И правда – очень страшно! При
этом совершенно неважно, кем или чем в
конце концов окажутся эти монстры и
что они сделают с жителями деревни!
Страшна сама обстановка: маленькая
деревенька в кольце Леса, В Котором
Живут Те, О Ком Не Говорят! Это очень и
очень мастерски сделано – уж поверьте!
Ну
и что порадовало – на этот раз не
разочаровала концовка. Наоборот, идея
классная, да и реализована здорово. Я
очень боялся, что, как это уже бывало, мы
будем плыть-плыть, а на берегу сами
понимаете что. К счастью, ничего
подобного! Всё очень ровно и аккуратно
от начала и до конца. И даже себя (он
любит это дело, как и многие другие
режиссёры) Шьямалан вставил в картину в
полном соответствии с собственным
стилем – в виде едва заметного
отражения на стекле.
Актёрский
состав в фильме очень хорош. Любимый
Шьямаланом (и мною тоже) Хоакин Феникс
– в первых рядах. Впрочем, характер его
персонажа достаточно напоминает
Мэрилла из "Знаков", однако меня
это не раздражало. Похожий типаж – ну и
ладно. Феникс – отличный актёр, и на
него всегда приятно смотреть.
Эдриен
Броуди в этом фильме играл Ноа Перси –
сумасшедшего, но забавного и
безобидного парня. Сыграл просто
отлично, снимаю шляпу. И особенно
приятно то, что на эту роль в конце
концов пригласили именно Броуди, а не
первоначально планировавшегося
любимого мужчину Дэми Мур. Мне бы не
хотелось видеть в этом фильме Эштона
Кутчера. Его бездарная физиономия
испортила бы всё впечатление.
На
роли старейшин также были приглашены весьма именитые актёры: Уильям Херт (Эдвард
Уокер, основатель поселения), Сигурни Уивер (Элис Хант, мать Люциуса) и Брендан
Глисон (Огаст Николсон, один из старейшин). Они сыграли свои роли ровно и достойно,
особенно Уильям Херт.
Но
главный персонаж, главный типаж и главная роль – у фактически дебютантки (она
театральная актриса и в кино почти не снималась) Брайс Даллас Хоуард. Она играла
роль слепой девушки, влюблённой в Люциуса, которой пришлось отправляться через
лес в Город, чтобы добыть для него лекарство. Брайс великолепно сыграла эту
роль: тонко, прочувствованно, впечатляюще и очень профессионально. А роль между
тем очень и очень сложная.
К
сожалению, больше об этом фильме не имею права ничего сказать, потому что если
начать рассуждать о подтексте, жизненной философии и морали, то я таким образом
неминуемо выдам какие-то режиссерские секреты. А этого делать ни в коем случае
нельзя, чтобы не испортить впечатление у тех, кто ещё не посмотрел картину.
Я не собираюсь уподобляться тем рецензентам, которые в своих заметках сделали
всё для того, чтобы фильм потом было смотреть просто неинтересно. Надеюсь, что
вам такие статьи не попадались...
Я
пропустил этот фильм на большом экране, поэтому посмотрел его на домашнем кинотеатре.
И тут же горько пожалел о том, что не пошел на него в кинотеатр: уж если на
экране телевизора (хотя и большого) это так здорово смотрелось, представляю,
что творилось в кинотеатре...
Посмотрите
этот фильм, если его по каким-то причинам ещё не видели. На мой взгляд, он очень
того стоит. Единственное, как и в случае с большинством фильмов, в которых очень
важно визуальное восприятие, "Таинственный лес" категорически не рекомендуется
смотреть на маленьком экранчике с паршивым звуком. В этом случае его лучше вообще
не смотреть – просто чтобы не портить впечатление.
***
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
здорово
да
Но с чем никак не могу согласиться, так это с тем, что "И правда – очень страшно!" Ну не знаю кому как - мне лично совсем страшно не было, потому что развитие сюжета предугадывается относительно легко и, когда собственно нужно бояться, я лично сидел и ломал голову пытаясь ответить на вопрос, а в чем собственно изначальная причина, подтолкнувшая ИХ к подобному крайне резкому решению своих проблем. Да, не спорю, сольный проход Ховард в плане как бы саспенса очень хорош, но и тут мозгом понимая, что раз карты сданы, то никаких переосмыслений ранее сделанных открытий быть уже не может, а стало быть истинную суть ее визави также весьма нетрудно определить. Поэтому говорить, что фильм триллер и тем более ужас какой разужасный с кошмарным нагнетанием - нет, тут не соглашусь, тем более, что в некоторых эпизодах было определенно скучновато, так что если сравнивать с конкурентами, то по уровню мрачного нагнетания и ползучего ужаса те же "Другие" на добрый корпус впереди.
Плюс уже постфактум не понравилось то, что в картине нет четкого отображения признаков этого самого миникоммунизма - думаю тут уместнее наряду со всякими недомолвками и нервной дрожью от лицезрения ягодок вложить в уста молодежи зазубренные четкие и ясно проговариваемые формулы, ну знаете как например - "Ученицам младших и особенно, старших классов, категорическо запрещено появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель электропоезд..." - это было бы и естественно и логично особенно учитывая предьисторию событий, но почему-то ничего подобного не было.
Но зато все искупил финальный отрезок сразу от полицейского и дальше. Вот это действительно потрясающе - финальная часть реально мощная и я очень рад, что и близко до такого развития не допер, потому как от развязки получил большое удовольствие.
Нет, он просто сидел в ах..., пардон, в прозрении от открывшейся истины. Вы зачем из этой девочки маньякА делаете 😄
Фильм неплох, жути нагоняют грамотно. Правда сюжетная интрига перестала для меня таковой быть где-то посередине фильма - IMHO гораздо ранее момента, в котором она должна раскрываться по замыслу режиссера.
И да - весь фильм раздражали эти тупоголовые, изъясняющиеся тупым же языком крестьяне. И к сюжету вопросов немало имеется, но их обсуждать - это наверное будет спойлер на самом деле.