- Режиссер:
- Такеши Китано
- В ролях:
- Такеши Китано, Маки Куродо, Омар Эппс, Масайя Като
Японская
мафия называется якудза. Она чем-то
очень похожа на итальянскую. Те же
мафиозные кланы - семьи. Во главе
каждого клана стоит дон, которого в
Японии называют оябун. Да и занимается
якудза тем же самым: рэкет, разбой,
контроль над нелегальным и легальным
бизнесом, коррупция, убийства и так
далее.>
Так же, как и в итальянской
мафии, в якудзе есть свой очень жесткий
кодекс чести. Причем еще более жесткий,
чем в коза-ностре. Провинившийся боец (чуть
было не написал "сотрудник") в
наказание за допущенную ошибку должен
сам отрезать себе мизинец. А если
провинность слишком велика, то дело
может окончиться не только мизинцем, но
и харакири по полной программе с
соблюдением соответствующего ритуала.
Ну или, на худой конец, сепукку, которую
в полевых условиях делать несколько
проще, чем харакири. Да и быстрее.
Ямамото (Такеши Китано) по
прозвищу Старший Брат - боевик якудзы.
Он служит в отряде телохранителей у
одного из оябунов средней руки.
Внезапно случилось так, что не уберег
отряд своего оябуна. Порешили их
хозяина в одном из борделей, так что
клан сразу осиротел. Ну, осиротел и
осиротел, однако жить дальше как-то
надо. Поэтому все боевики принимают
предложение поступить на работу в
конкурирующую фирму - семью, чей оябун
как раз и отдал приказ порешить их
хозяина.
Перешли все, но не Ямамото.
Кодекс чести Ямамото не позволяет ему
служить человеку, который убил его
бывшего хозяина. Но отказавшись,
Ямамото подписал себе смертный
приговор. В якудзе как-то не принято
отвечать отказом на некоторые
предложения. Так же, как и в итальянской
мафии, у них есть предложения, от
которых нельзя отказаться. Поэтому
друзья Ямамото собирают денег и
отправляют боевика в Америку - к его
младшему брату, который уехал в Штаты
довольно давно. В Штатах Ямамото якудза
не достанет.
Приехав в чужую страну,
Ямамото находит своего младшего брата
и выясняет, что тот зарабатывает себе
на жизнь довольно нехитрым образом:
вместе со своими друзьями - белыми и
черными американцами - распространяет
наркотики за мизерный процент. Ямамото
вовсе не собирается в Америке работать
в Макдональдсе или сидеть на пособии,
поэтому он берет мелкий бизнес брата в
свои руки. И действовать начинает так,
как действовал в Японии: не ведая ни
страха, ни жалости, ни сострадания. Все
те, кто мешают Ямамото, мгновенно
убиваются.
Поначалу такой способ
ведения дел оказывается весьма
эффективным: в Штатах к подобному
беспределу не привыкли, и та
беспощадная жестокость, с которой
Ямамото расправляется с противниками,
очень быстро расчищает ему и его
подручным - младшему брату с друзьями, -
путь на самый верх. Они, ловким маневром
убрав основных конкурентов, стали
весьма влиятельной группировкой, к
которой, видя ее силу, примкнуло еще
несколько банд.
Однако понятно, что долго
подобный статус-кво сохраняться не
может. Причем по многим причинам. Во-первых,
банды как таковые сами по себе живут,
что называется, быстро. Деньги, вещи,
красивые машины, драгоценности и так
далее, но все это очень недолго. До
первой встреченной пули, а она себя
ждать не заставит. Во-вторых, даже во
всех этих бандитских и мафиозных делах
есть своя система равновесия. Нельзя
заниматься полным беспределом. Всегда
должны быть какие-то границы, чтобы
слишком сильно не перевешивать чашу
весов. Надо уметь вовремя остановиться.
Так показывает практика. Поначалу
можно беспределом получить, так
сказать, путевку в жизнь, занять
хорошую нишу (убрав предыдущего
хозяина), но дальше надо начинать
договариваться. Лавировать и
маневрировать, выстраивая
определенную стратегию существования
в этом криминальном мире. Потому что
иначе тебя быстро разорвут на части,
причем вовсе не беспредельщики, а
владельцы других экологических ниш,
которые как раз вовремя остановились и
договорились друг с другом.
Но Ямамото - он же не оябун, не руководитель, не стратег. Он бандит, убийца. Единственное, что он умеет - наводить ужас и убивать. Поэтому он не может вовремя остановиться. Так что его банда обречена. И Ямамото это прекрасно знает. Но ничего сделать не может. Он может только попытаться спасти кого-то из своих...
***
На мой взгляд, Голливуд
повлиял на Такеши Китано не лучшим
образом. Насколько я понял, это первый
его фильм, сделанный совместно с
американцами (и англичанами).
Собственно, оно и видно. Несмотря на то,
что в картине по-прежнему остались все
признаки фирменного стиля Китано, что-то
неуловимо изменилось, причем явно в
худшую сторону.
Рецензенты, правда, не
разделяют моего скептического
отношения и вовсю рассуждают, что
Такеши, цитирую, "гениально соединил
неповторимый колорит японских нравов и
древних обычаев с головокружительной
стремительностью современной Америки",
но по мне - и головокружительной
стремительности как-то не получилось (все-таки
Ямамото - вовсе не Тони Монтана), и
знаменитый японский стиль Китано как-то
потерялся в американском окружении.
Что-то не то. В угоду Голливуду исчезла
японская созерцательность, которой
всегда наполнены фильмы Такеши - причем
даже самые кровавые боевики, - а вся эта
американская "стремительность" -
ни уму, ни сердцу. Стремительности
хватает в американских боевиках. Мне не
нужна она у Китано. Не его стиль!
И что интересно, старые
фильмы Китано, при всей их
созерцательности, никогда не были
занудными. Наоборот, я их всегда
смотрел не отрываясь от экрана и моля,
чтобы это подольше не заканчивалось.
"Брат якудзы" я смотрел,
откровенно скучая и надеясь, что все
это скоро закончится. Причем мне было
все равно, чем это закончится. Потому
что скучно. И не Китано это. Какая-то
подделка. Голливудский слепок с
великого Такеши. Который сделал сам
Такеши. Сотворил Такеши сам себе
харакири, причем не красиво и стильно,
как это полагается у японцев, а на
потеху публике. Впрочем, будем
надеяться, что это все-таки не харакири,
а отрубание мизинца.
Вот нет здесь главного -
оригинальной мысли. Обычный кровавый
боевичок. С немудреным намеком, что
если уж лезешь в чужой монастырь со
своим уставом, то будь готов к тому, что
тебе этот устав засунут в
соответствующее место. И хорошо еще,
если без кованого переплета. Однако
это все уже сто раз было. Поэтому
смотреть - просто неинтересно.
Впрочем, отдельные эпизоды
все-таки доставляют живейшее
удовольствие: когда Китано вспоминает
о своем неповторимом юморе - мягком,
ненавязчивом и добром, несмотря на все
кровавое окружение, - однако сам фильм
оставляет скорее неприятное
впечатление. Снял бы это кто-нибудь
другой - возможно, не было бы такой
негативной реакции. Но когда великий
Китано начинает самого себя корежить
под Голливуд - это производит очень
нехорошее впечатление. Не хочу
голливудского Китано! Хочу японского
Китано!
Резюмирую. В кинотеатре
смотреть не нужно. Фильм, в отличие от
остальных картин Китано, вовсе не
требует неотрывного внимания, да и
свойственных этому режиссеру
завораживающих и очень красивых
картинок там нет вовсе. На видео,
вероятно, его можно посмотреть, но
скорее как обычный кровавый боевичок с
элементами японского колорита, нежели
как фильм Такеши Китано. Не полный
отстой, но "я смертельно разочарован".
Для какого-нибудь американского
режиссера - четверка. Для Такеши Китано
- двойка с плюсом.
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 3 |
американизированный Китано - это плохо
можно, но не нужно