- Режиссер:
- Гарольд Рэмис
"Новая рождественская сказка"
Отзыв кота Бублика
Рождество
- время, когда исполняются самые
сокровенные желания. И получаются самые
безумные преступления - особенно если
они хорошо продуманы. Ведь это только
кажется, что невозможно ограбить своего
босса на пару миллионов долларов, - на
самом деле вполне возможно, если
тщательно разработать план и замести
следы.
Неудачливый юрист Чарли Арглист (Джон Кьюсак) живет в маленьком канзасском городке Вичита. Его отец был образцовым полицейским, мечтающим о юридической карьере для сына. Чарли выучился юриспруденции ("кончил на адвоката", как говорят бабульки на Брайтоне), однако его будущее после этого не выглядело ярким и безоблачным. Юрист в маленьком городке - это все равно что акула в аквариуме: королевство маловато, разгуляться негде, поэтому никаких перспектив.
Первое
время Чарли все-таки не сдавался: вложил
заработанные деньги в местный стриптиз-бар,
начал оказывать всякие юридические
услуги местному мафиозному боссу Билли
Джерарду (Рэнди Куэйд), однако ему самому
было понятно, что местное болото
засасывает его все глубже и глубже и
через некоторое время последний луч
хоть какой-то реальной перспективы
блеснет острым лучом на ягодицах какой-нибудь
стриптизерши, после чего исчезнет в
голубой дали.
Тогда
Чарли решил ограбить собственного босса.
В общем, это была вполне разумная мысль.
Но, чтобы провернуть подобную операцию,
нужно иметь железные нервы, медный лоб и
стальные тестикулы, а у Чарли нет ни
первого, ни второго, ни третьего. Но у
него есть главное - мозги, поэтому Чарли
для выполнения своего плана пригласил в
компаньоны местного порнодельца Вика
Кэвено (Билли Боб Торнтон), у которого
всяких металлов в организме было даже в
избытке. Вдвоем - сила и разум - они
провернули этот план и таки нагрели
Билли Джерарда более чем на пару
миллионов.
Однако
слямзить деньги - это только половина
дела. Вторая половина - каким-то образом
сделать так, чтобы их не вычислили и не
поймали хотя бы ближайшие сутки, а потом
быстро махнуть в теплые края, где дождь
запрещен местным законодательством.
Казалось,
Чарли с Виком все продумали - тщательно
замели все следы, договорились
затаиться на сутки, после чего быстро
свалить из города, - но они не учли тот
факт, что в их захолустье, где каждый
человек на виду, любые действия
становятся заметными и приводят
окружающих к каким-то выводам. А Чарли
еще сдуру разгулялся: начал делать
подарки стриптизершам и вообще
шиковать по полной программе. Оно
понятно, что Рождество, но обычно
адвокаты так себя не ведут даже на
Рождество.
А
когда в Вичите вдруг появился подручный
Джерарда - громила Рой Гиллес (Майк Старр),
который начал ходить по кабакам и
интересоваться Чарли и Виком,
напарникам стало понятно, что ситуация
заметно осложняется. Впрочем, наиболее
сложной она станет для Чарли, потому что
если его мозги уже сработали, то
стальные конструкции Вика только-только
вступают в действие. Кроме того, деньги
спрятаны у Вика - об этом тоже не следует
забывать.
***
Вообще-то
раньше Гарольд Рэмис снимал практически
одни только комедии. Причем
известнейшие комедии, такие как "День
сурка", "Анализируй
это", "Анализируй
то" и "Ослепленный
желаниями". "Ледяной урожай" на
IMDB непонятно с какой
стати также именуется комедией -
вероятно, просто по инерции, - однако
пусть вас это не сбивает с толку, потому
что это именно драма, ну разве что с
некоторыми элементами черного юмора,
которые только подчеркивают
серьезность и кровавость происходящего.
С
чего Рэмис вдруг взялся за драмы, да еще
и криминальные, хотя это совершенно не
его область? А черт его знает. Вероятно,
ему не давали покоя лавры братьев Коэнов,
потому что "Ледяной урожай" - явное
подражание Коэнам (ну, если использовать
менее острые формулировки, фильм снят в
совершенно коэновском стиле), причем
дело вовсе не в наличии в картине Билли
Боба Торнтона, который сыграл у Коэнов
главную роль в фильме "Человек,
которого не было". Дело в атмосфере,
стиле, манере повествования и антураже.
Совершенно коэновский фильм, и, если бы
мне не назвали имя режиссера и
предложили сказать, кто его поставил, я
бы точно назвал Коэнов.
Впрочем,
подражание подражанию - рознь, потому
что очень многое зависит от конечного
результата. Когда подражание не удается,
выносят вердикт "жалкий закос". Но
если удается, тогда говорят "удачное
подражание". От жалкого закоса до
удачного подражания - километры
потерянного или, наоборот, обретенного
зрительского интереса.
В
данном случае вполне можно говорить об
удачном подражании. Несмотря на то что
личность известного комедиографа
Рэмиса в "Ледяном урожае"
прослеживается достаточно мало (ну
разве что за исключением одного
полицейского, чьи постоянные и вполне
предсказуемые появления слегка
напоминают "День сурка"), картина
вышла вполне интересной и даже
захватывающей.
"Ледяной
урожай" поставлен по роману Скотта
Филлипса. Не знаю, что собой
представляло само литературное
произведение, однако фильм получился
вполне остросюжетный и динамичный,
невзирая на эдакую сонно-нуарную сине-голубую
гамму, в которую окрашены практически
все эпизоды.
Зрители
могут более или менее предугадать, как
именно повернутся события, - это как раз
не фокус, учитывая ограниченность
территории, на которой разворачивается
действие, а также узость круга основных
действующих лиц. Однако их в любом
случае ждет несколько достаточно
неожиданных сюжетных коллизий, а кроме
того - вполне интересно просто смотреть
за тем, как главный герой будет
выпутываться из той ситуации, в которую
он сам себя поставил.
Особую
прелесть повествованию придает
бесстрастность и даже некоторая
аутичность сразу двух главных героев -
Чарли и Вика. Что Кьюсак, что Торнтон -
актеры, которые предпочитают играть не
лицом, а скорее глазами. Им не
свойственны бурные эмоции, заламывания
рук и прочая театральщина, зато их
персонажи обладают яркой
индивидуальностью, а за одну скупую
фразу каждого из них можно отдать
десяток экранных истерик актеров
попроще.
Для
того чтобы как-то уравновесить этих двух
монстров красноречивого молчания, Рэмис
ввел в картину персонажа гротескного и
даже явно комедийного - это старый друг
Чарли по имени Пит (Оливер Плэтт). Когда-то
Пит увел жену у Чарли, но счастья ему это
не принесло, поэтому они остались в
хороших отношениях. Весь фильм Пит в
диких количествах употребляет алкоголь
и режет окружающим правду-матку прямо в
глаза, а Чарли по мере сил и возможностей
старается помочь другу не влипнуть в
историю - впрочем, не особенно успешно.
Оливер
Плэтт - актер отличный, и задачу свою он
выполнил на все сто: эпизоды с Питом
весьма эффектно разбавляют весь этот
криминально-напряженный нуар, заставляя
зрителей вспомнить, что действие все-таки
происходит в Рождество, когда приходит
время напиться и высказать жене-стерве и
ее родителям все, что ты о них думаешь.
Известный
комик Рэнди Куэйд (алкаш-летчик из "Дня
независимости" Эммериха и Лумис из
"Быстрых перемен" Билла Мюррея)
здесь почему-то выступил в роли грозного
мафиозного босса Билли Джерарда (его
выход - ближе к финалу). Выступил, кстати,
более чем достойно - мафиози получился
вполне натурально-гадостный.
Резюмирую.
Вполне неплохой фильм, который я
посмотрел не без удовольствия.
Вроде бы ничего принципиально
нового - этих фильмов-нуар сейчас как
грязи, подобных криминальных историй -
тонны, повороты сюжета хоть и лихие, но
все равно достаточно предсказуемые, - но
смотрится хорошо. Вероятно, все дело в
стиле и очень ровной постановке. Плюс -
искусно и вовремя вставленные эпизоды с
Плэттом. По моей системе оценок - твердая
четверка.
Конечно, странно, что Гарольд, будучи Рэмисом, снял кино совершенно в стиле Коэнов. Однако если бы он снял кино в духе, например, Эммериха - вот это было бы действительно более чем странно...
P. S. На лицензионном диске очень неудачно подобраны голоса в русской озвучке. Поэтому лучше смотреть фильм в оригинале с русскими субтитрами - благо они там есть.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
коэновский фильм, почему-то снятый Рэмисом
вполне можно