- Режиссер:
- Джоэл Коэн
- В ролях:
- Эммет Уолш, Дэн Хедайа, Фрэнсис Макдорманд, Джон Гетц, Сэмм-Арт Уилльямс
"Говорят, в России люди получают за работу 50 центов в день".
Фразы из фильма
Американский
Юг, Техас, небольшой городок. Джулиан
Марти (Дэн Хедайя) - женатый мужчина
средних лет. У него есть собственный бар,
в котором работают два сменщика-бармена:
Рэй (Джон Гетц) и Морис (Сэмм-Арт Уилльямс).
Семейную жизнь Марти счастливой не
назовешь - его жена Эбби (Фрэнсис
Макдорманд) не в восторге от
собственного мужа: она считает Марти
занудой и психопатом, а кроме того,
просто мечтает изменить свою жизнь и
вырваться куда-нибудь "на свободу".
Эбби - не из тех женщин, которые предпочитают всю жизнь предаваться мечтам, а не действовать. В один прекрасный момент она просто собралась и отправилась куда глаза глядят, попросив подвезти ее бармена Рэя. В пути выяснилось, что Рэю всегда нравилась миссис Эбби, так что они далеко не уехали, а остановились в первом попавшемся мотеле, где и предались обуревавшим их чувствам.
За
чувствами внимательно наблюдал частный
детектив Лорен Виззер (Эммет Уолш),
которого нанял, разумеется, Марти. Ведь
Марти действительно был псих - он
постоянно подозревал жену во всяческих
изменах, причем больше всего опасался,
что та спуталась с черномазым. Виззер
Марти успокоил: Эбби спуталась вовсе не
с черномазым, а, можно сказать,
фактически с членом семьи.
После
романтической поездки в мотель Эбби с
Рэем вернулись в город - собственно, им
некуда было деваться. Эбби на некоторое
время остановилась у Рэя - ненадолго,
потому что она собиралась подыскать
квартиру на съем и в ней поселиться. Рэй,
разумеется, уволился из бара, однако
потребовал у Марти свою зарплату за две
недели. Взбешенный Марти отказал,
мотивировав это тем, что его жена -
дорогое удовольствие, так что они с Рэем
в расчете.
Но
эта маленькая месть Марти не
удовлетворила. Деньги деньгами, но ему
невыносимо сознавать тот факт, что Эбби
спит с его же барменом. Был бы Марти
покруче - он бы собственноручно убил их
обоих. Но тараканов в мозгах Марти
хватает только на то, чтобы предложить
детективу Лорену Виззеру убить Рэя и
Эбби. За большие деньги - десять тысяч
долларов.
Виззер
в раздумьях. Убить - для него не проблема,
да и деньги весьма соблазнительные.
Проблема - сделать так, чтобы самому не
попасться, тем более что Марти - субъект
с весьма неустойчивой психикой и он
может заложить детектива. И тогда Виззер
разрабатывает довольно изящную
комбинацию, которая, однако, приведет к
большим проблемам у всех
задействованных в этой истории лиц.
***
Это
самый первый фильм братьев Коэнов -
Итана и Джоэла. Они всегда выступают
сценаристами своих картин, снимают
вместе, но традиционно указывают в
титрах Джоэла в качестве режиссера, а
Итана в качестве продюсера, причем
изменили этой привычке только на своем
двенадцатом фильме "Игры
джентльменов", в котором
режиссерами были указаны уже оба брата.
Мне достаточно интересно было посмотреть первый фильм своих любимых режиссеров, особенно учитывая тот факт, что до этого я посмотрел почти все их более поздние фильмы.
Надо
сказать, что мастерство и
профессионализм Коэнов видны с самой
первой картины. "Просто кровь" -
захватывающий и постоянно держащий в
напряжении триллер, который, с одной
стороны, представляет собой, в общем,
более или менее обычную житейскую
историю - так сказать, бытовуху-чернуху, -
а с другой стороны, предсказать повороты событий
в ней практически невозможно.
Собственно, Коэны этим и отличаются - они
снимают простые житейские истории так,
что это все вызывает значительно
больший интерес, чем лихо закрученные
фантастические триллеры.
У Коэнов нет таинственных убийц, непонятно откуда взявшихся монстров и всего такого. В событиях принимают участие самые обычные люди, и они ведут себя как самые обычные люди, совершая совершенно нелогичные поступки под действием чистых эмоций, и эти поступки затем приводят к ужасным результатам.
Ну
и плюс - это все снято с таким
мастерством, что картинка становится
важной составляющей действия:
шоссе, высвечиваемое фарами машин, дождь
на ветровом стекле, рекламные щиты вдоль
дороги, бескрайние поля за городом,
огромные окна съемной квартиры, крупные
планы различных предметов, лежащих на
дороге, - начальный кадр из "Просто
крови" очень напомнил аналогичный
кадр со шляпой из "Перекрестка
Миллера". Впрочем, нужно заметить, что
оператором и в "Просто крови", и в
"Перекрестке Миллера" (а также еще в
одном фильме Коэнов "Воспитание
Аризоны") работал сам Барри
Зоненфельд.
Американский
Юг, южные характеры, южная манера
разговора очень часто встречаются в
фильмах Коэнов и играют в них заметную
роль. На Юге люди, как правило, говорят не
особенно много, они не отличаются особой
сообразительностью, но если им что
втемяшится в голову - выбить эту мысль
оттуда будет практически невозможно,
потому что они не остановятся, пока не
доведут дело до конца. Оба главных
персонажа фильма - Марти и Рэй - как раз
такие люди: немногословные и даже слегка
тормозные.
Между
Рэем и Эбби нет никакой неземной любви -
это вовсе не Тристан и Изольда. Эбби
нужно уйти от своего опостылевшего
Марти, Рэю нравилась хозяйская жена - ну
и только-то. Но тем не менее Рэй для Эбби
делает огромную услугу, и это показывает,
что чувства парня достаточно глубоки -
просто он не проявляет это снаружи,
такой он человек.
Эбби
играет Фрэнсис Макдорманд - любимая
актриса Коэнов, которая сыграла в
большинстве их фильмов, причем еще в
двух - "Фарго"
и "Человек, которого не было" - она
играла роли первого плана. (Также следует заметить, что Фрэнсис - жена Джоэла Коэна, причем познакомились они именно во время съемок "Просто кровь".) Фрэнсис
сыграла Эбби вполне достойно, однако
среди четырех главных ролей - Эбби, Рэй,
Марти и Виззер - только одна на голову
возвышается над остальными. Эбби, Рэй и
Марти сыграны хорошо, но там больше работают
сюжет и постановка, нежели актеры. А вот
Виззер в исполнении Эммета Уолша - это
настолько яркий, оригинальный и мощный
персонаж, что он заслуживает отдельного
разговора.
Когда
в 1986 году фильм получил сразу пять
номинаций на калифорнийскую премию
Independent Spirit Awards и выиграл две из них, одна
победа досталась именно Эммету Уолшу за
роль Лорена Виззера. Что интересного в
этой роли, почему такие восторги?
Персонаж Уолша - безусловно, мерзок.
Детектив всю жизнь наблюдает за
человеческими пороками, и сам глубоко
порочен. Он выглядит, как мерзкий жирный
червяк, у него отвратительные шутки и
кошмарный смех. Даже Марти, его
наниматель и работодатель, испытывает к
Виззеру явное отвращение и постоянно
оскорбляет его, но хорошо видно, что
детектива, при всей его неказистости,
оскорблять нельзя. Этот человек опасен,
и он способен на любое преступление.
У
Эммета Уолша получился настолько яркий
и оригинальный образ, что эпизоды с ним
хочется пересматривать снова и снова.
Это как рисунок омерзительного
насекомого, созданный рукой великого
мастера.
Кстати, очень важна манера разговора Виззера, которая полностью теряется в дубляже. На лицензионном диске есть и оригинальная дорожка, и русские субтитры, поэтому, если будете смотреть, не включайте дубляж, смотрите с субтитрами, чтобы не потерять большей части колоритности этого персонажа.
Резюмирую. Очень хороший триллер, поставленный на высочайшем профессиональном уровне, сразу давший понять зрителям, что в кино пришли два новых замечательных режиссера. Несмотря на то что фильм снят более двадцати лет назад, он и сейчас смотрится просто отлично. Так что, если вы его еще не смотрели, настоятельно рекомендую это сделать.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отличный триллер
вполне можно
Фильм очень понравился, классный триллер. Сюжет и его повороты заставили понервничать. Почти 30 лет прошло, а кино смотрится и захватывает дух. Рекомендую.
Перевод: "Это только в России можно поплакаться и тебя пожалеют".
Алексей Борисович, совершенно очевидно, что вы смотрели этот замечательный фильм в дубляже потрясающего качества 😉
Я вообще-то смотрел его в оригинале.