- Режиссер:
- Тигран Кеосаян
Вопль кота Бублика
Легкомысленная песня кота Бублика
Брежнев, завидев свою старую любовь,
Елизавету Английскую
Советский
Союз, 1971 год. Наш дорогой Леонид Ильич (Богдан Ступка)
совершает рабочий визит с целью
кратковременного отдыха в братскую
республику Молдавия. Местное начальство
- шустрое партийное руководство Иван
Смирнов (Владимир Ильин), старый
соратник Брежнева, и каменноликий
городской голова Семен Гроссоу (Юрий
Стоянов) - изо всех сил хлопочет, чтобы
обеспечить высокому гостю достойную
рабочую обстановку: обильное застолье,
народные танцы и песни, национальный
молдавский хоккей на сорокаградусной
жаре, пышногрудые и крутобедрые
официантки, воздушные шарики.
Правда,
городской голова несколько неверно
понял дружескую подсказку Ивана, в
результате чего вместо кучи обычных
цветастых пузырей, выпускаемых в конце
застолья в небо, чтобы потешить гостя,
Семен приготовил один огромный
воздушный шар, на котором можно
пролететь километров триста.
Между
тем на располагающемся в отдалении
цыганском хуторе, где живет главный
цыганский барон (Сергей Газаров),
которому подчиняются все ромалы от
Бессарабии и до самого Измаила, кипят
цыганские страсти. Красавица дочка
барона Анна (Валерия Ланская) влюбилась
в нищего музыканта Лаутара (Вартан
Даракчян). Ну, влюбилась и влюбилась,
дело молодое. Барона не тревожит тот
факт, что Анна сгоряча то летнюю беседку
спалит, то ножом Лаутара пырнет - ну,
чтобы продемонстрировать факт своей
симпатии. Однако его приводит в ужас тот
факт, что Лаутар всерьез собрался
жениться на Анне.
Это
же полный кошмар, считает барон. Ведь
Лаутар мало того что полный
бесприданник и вообще - нищий музыкант,
так он еще и наполовину румын! А ведь все
цыгане знают, что если зять румын - это
еще полбеды, но внуки-румыны - это уже
трагедия. Поэтому барон изыскивает
любые способы, чтобы отказать
нахальному музыкантишке.
Сначала
он требует, чтобы Лаутар
продемонстрировал серьезность своих
намерений, приехав в дом барона на
горячем черном скакуне. Лаутар, как ни
странно, выполняет это пожелание
потенциального тестя, просто-напросто
сперев правительственный ЗИМ, на
котором везут из аэропорта нашего
дорогого Леонида Ильича.
Затем
барон, обалдев от нахрапистости Лаутара,
требует, чтобы тот в качестве свата
привел как минимум другого цыганского
барона, коих в СССР всего пять, считая
его самого. Но и в этом случае музыкант
не теряется - он просит стать сватом
самого Леонида Ильича, который после
бурного застолья пошел отлить на
воздушном шаре, да так увлекся, что
улетел как раз в цыганский табор.
И
теперь будут большая терка барона с
партЕйным руководством, большая беда в
партЕйном руководстве Молдавии, которое
потеряло своего босса, интимные тайны
Леонида Ильича и новый вояж неуловимых
цыганских мстителей с бриллиантовой
подвеской в Лондон.
Закончится все, как водится, свадебкой.
***
Кеосаян
явно хотел как лучше. Ну, то есть хотел,
как у Кустурицы: цыгане, музыка, веселая
фантасмагория, черная кошка, белый кот,
взрывы страстей, вальяжные цыганские
бароны и все такое. Но чтобы хоть чем-то
отличаться, славянски-близкий, но все-таки
заграничный Кустурица был перенесен на
истинно российскую почву недавней
семидесятилетней истории: дорогой
Леонид Ильич, местное руководство и все
такое. История с цыганами - вневременная,
история с Леонидом Ильичом - разумеется,
сугубо временная, вросшая в 1971 год, как
брови нашего дорогого вросли в его
почтенный лоб.
Начинается
это все хорошо. Даже классно. Тормозной
каменноликий Семен, спасающийся от
ужасов руководства знаменитыми
молдавскими винами. Рука Москвы в виде
Ивана, добродушно пинающего Семена в
хвост и в гриву. Местный полковник КГБ в
национальной одежде (хорошая роль
Михаила Ефремова), организующий
мероприятия по встрече высокого гостя.
Ну и весьма колоритный цыганский табор (хотя
правильнее его назвать - цыганский хутор),
в котором варят помаду, перекрашивают
ворованные автомобили, лепят поддельные
сигареты и кроссовки, а царит над всем
этим крутой, но веселый и ироничный
цыганский барон в отличном исполнении
Сергея Газарова, временами чем-то
неуловимо напоминающий обрусевшего
Тони Сопрано.
Однако
за этим крепким и дающим надежды на
хорошее кино началом, к сожалению, стоят
весьма слабенькое продолжение и просто-таки
дурацкая концовка. Не смог Кеосаян, не
сдюжил. Не получилось у него, как у
Кустурицы. Если ты делаешь веселую
фантасмагорию, намеки на которую
прослеживаются в фильме, если судить по
чисто сюжетным ходам, то она должна быть
легкая, динамичная и забавная. А у
Кеосаяна получилось черт знает что:
какие-то постоянные длинные и
утомительные планы - чуть ли не а-ля
Тарковский, сбивающие весь ритм
повествования, Брежнев, тоскующий по
свободе (какая глубокая аллегория,
просто Ив Кусто), ну и совершенно шизовые
и неожиданные "Три мушкетера",
когда дорогому Леониду Ильичу Живопыра
и Бармаглот за пару часиков сгоняли в
Лондон и приволокли его старую любовь -
королеву Елизавету (Елена Сафонова), на
которой он и давай жениться!
Ребята!
Я ничего не имею против того, чтобы
Брежнев тайно любил Елизавету и ему ее в
кулечке приволокли шустрые цыгане, - в
конце концов, это даже забавно. Только
этот дурдом нельзя снимать как "Ромео
и Джульетту" - с трагическим разлетом
бровей генсека и грустью барона по
поводу цыган, которые сгинули в чужой
стране во время этой террористической
операции. Получается ни то ни се,
поцелуй Бублика в голову. А уж когда нам
в очередной раз долго, нудно и очень
томительно показывают весь этот табор,
сидящий и лежащий на бескрайней зеленой
траве, я начинаю понимать, что Кеосаян
банально накручивает метры и минуты. У
него просто не хватило динамики в
сценарии, в результате чего пришлось
вставить эпизодов десять с этим
бесконечным облетом камеры бескрайних
просторов, валяющихся и шляющихся цыган,
среднемолдавской полосы и летящего на
воздушном шаре Брежнева.
В
результате картина похожа на простыню
Людовика XIV эпохи
скаредного Мазарини: где-то белое
полотно, где-то грязноватое полотно, а
где-то откровенные дырки. Дырок в фильме
много, и туда как в бездну фактически все
и проваливается, включая многообещающее
начало.
Претензии
есть и к кастингу. Одного из главных
персонажей - музыканта-женишка Лаутара -
играет музыкант Вартан Даракчян. Он
вообще не актер - ни по образованию, ни по
возможностям. И это тоже жутко портит
впечатление, потому что кроме смазливой
физиономии и белозубой улыбки у парня
нет ничего. Как только он начинает
говорить, возникает впечатление, что
этот Лаутар - просто глуп, как пробка. (Я,
разумеется, имею в виду персонаж, а не
самого актера.) И тогда непонятно, с чего
в него влюбилась дочка барона (кстати,
актриса Валерия Ланская жутко похожа на
молодую Валерию Голино), ну и с чего
этому дураку вдруг стал помогать генсек
- не стоит оно того.
В
общем и целом - на троечку. С явным
чувством раздражения от того, что на
подобном материале и с такими актерами
могли сделать гораздо лучше. Актеры -
знатные. Но играть им, по большому счету,
нечего. Первый раз вижу, чтобы Ступка
выглядел слабовато - но его вины в этом
нет ни на грамм. Веселая фантасмагория
быстро превратилась в тоску зеленую с
элементами абсурда. Кеосаян сам себя
загнал к обрыву, после чего свалился
туда, смеясь. Но со стороны на это
смотреть совершенно не смешно, даже если
считать, что заяц таким образом обрел
свободу.
И
последнее. Я понимаю, что если уж косить
под Кусту, то нужно и музыку переть
соответствующую: Бреговича, No smoking orchestra
и так далее. Они это и сделали: Алексей
Рыбников, композитор фильма,
старательно закосил и под Бреговича, и
под No smoking orchestra, и даже под
Морриконе. Вот только композитора
Рыбникова там не слышно совсем. Жаль, что
ему не дали высказаться.
***
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 3- |
Кеосаян над пропастью провала
решайте сами