- Режиссер:
- Эмир Кустурица
Фраза из фильма
а любовь все победит, если ее, в свою
очередь, что-нибудь не победит.
Основной мессидж фильма
Лука
(Славко Стимач) - чудаковато-наивный
инженер, который в свое время из Сараево
перебрался на богом забытый полустанок,
потому что одержим идеей построить
паровозный туннель через Балканы. Он
живет с полусумасшедшей женой Ядранкой (Весна
Тривалич), которая бросила карьеру
оперной певицы, и от этого у нее поехала
крыша. Ну или от тоски поехала крыша,
потому что делать на этом полустанке
совершенно нечего - разве что на
качелях качаться и ждать, когда пару раз
в день мимо прогремит поезд. У них есть
сын Милош (Вук Костич), мечтающий о
карьере футболиста в местном клубе.
В
этой глуши кипит самая обычная жизнь - по
крайней мере та жизнь, которая бывает в
фильмах Кустурицы... Ослица пытается
покончить жизнь самоубийством из-за
несчастной любви, для чего часами стоит
на железнодорожных путях, дожидаясь
паровоза. Черно-белый кот дружелюбно
воюет с местной собачкой, нагло
откусывает бутерброд, когда его сует в
рот кто-то из домашних, гоняет голубей и
служит символом мира и прогресса.
Медведи периодически приходят в дом без
приглашения и хозяйничают там, слегка
поубивав хозяев.
Мэр
местного городка разъезжает по
окрестным селам и занимается популизмом
в перерывах между пьянками. При этом мэр
пытается самого себя вытащить из жуткой
коррупции, в которую он влез уже давно,
но его уже никто никуда не отпустит -
слишком большие деньги завязаны на этой
местности.
В
городке силами местных жителей и
заезжего смазливого дирижера из Венгрии
создан оркестр, бравурно исполняющий
что-то очень балканское и очень
цыганское. Усы и кудри венгра не дают
покоя Ядранке, которая еще не настолько
сошла с ума, чтобы не заинтересоваться
эдаким красавчиком.
А дальше начнется война. Лука в этой войне участвовать вовсе не собирается - это не его война. Он хочет строить железнодорожные туннели и жить на своем полустанке. Однако война - она касается всех независимо от того, хочешь ты в ней участвовать или нет.
Сначала
от Луки сбегает жена вместе с венгром.
Затем Милоша призывают в армию. Лука не
очень понимает, что происходит вокруг,
поэтому даже радуется тому, что Милоша
призывают - мол, дед Милоша служил, Лука
служил, значит, и Милошу служить сам бог
велел. Однако Милош предстоящему
призыву не радуется. Чему тут радоваться-то,
когда он хотел играть в футбол, а теперь
ему тащиться в армию прямо накануне
войны? Но Милоша тоже никто спрашивать
не собирается: отправляйся, парень, в
армию и все дела.
Вскоре
война достигает и той дыры, где живет
Лука. Вокруг слышны пальба и взрывы. Днем
мимо проезжают войска, ночью - новый мэр,
который под военный шумок занимается
контрабандными поставками наркотиков,
горючего и оружия, торопясь сколотить
недурственный капиталец, чтобы потом с
ним свалить в Германию, жениться на
толстой фройляйн и зажить в свое мэрское
удовольствие.
Через
некоторое время Милоша берут в плен.
Знакомый военный Луки, в свою очередь,
берет в плен мусульманку Сабаху (Наташа
Солак) и привозит девушку Луке - мол,
пускай Сабаха напишет своим родным, и ее
обменяют на Милоша. Процесс обмена -
достаточно небыстрый, поэтому Сабаха
живет в доме Луки. Постепенно между
ними - ну, разумеется - возникает любовь,
но какая может быть любовь, когда вокруг
идет война?..
***
Трудно
найти более обласканного наградами и
признанием критиков режиссера, чем Эмир
Кустурица. При этом, конечно, нельзя
сказать, что это признание ничем не
заслужено. Кустурица - режиссер очень
яркий и очень самобытный, поэтому и
привлекает к себе такое пристальное
внимание. Его называют "балканским
Феллини" - и это сравнение вовсе не
притянуто за уши, ведь некоторые фильмы
Кусты действительно напоминают шедевры
великого итальянца: манерой съемки,
колоритностью персонажей, обстановкой
легкого сумасшествия, происходящего на
экране, большим количеством народной
музыки, а главное - неповторимо личным
стилем. Феллини снимал так, как будто он
изливает душу, и Кустурица снимал точно
так же.
Новый
фильм ждали давно, потому что Куста не балует своих поклонников частым выходом
картин. Предыдущий шедевр, "Черная кошка, белый кот", был снят аж в 1998 году,
так что до появления фильма "Жизнь как чудо"
прошло долгих шесть лет. Впервые он был
показан на Каннском фестивале и... И
первый раз Кустурица не привлек
восторженного внимания высокого жюри.
Правда, фильм получил номинацию на "Золотую
пальму" и кинематографический приз от
французской национальной системы
образования, но для Эмира это все -
практически плевок в душу после
выигранных двух золотых пальм ("Underground"
и "Otac na sluzbenom putu"), двух
одновременных побед на венецианском
фестивале в 1981 году и аж четырех наград
на том же фестивале в 1998 году, не считая
побед на итальянских, японских,
французских, немецких и прочих
фестивалях.
Что
случилось? От Кустурицы отвернулись
критики? Да, в общем, нет. Если почитать
критику, то выясняются интересные
закономерности. На часть рецензентов
само имя Кустурицы производит такое
завораживающее действие, что "Жизнь
как чудо" они объявили, безусловно,
гениальным из гениальнейших, и никакой
тени сомнения по этому поводу быть не
может. Что интересно, как минимум двое из
таких критиков (речь идет о
профессиональных кинокритиках, которые
пишут для толстых журналов) вердикт
вынесли еще до просмотра фильма, о чем
случайно проговорились в рецензиях. Но
они читали анонс к фильму, и этого для
них оказалось вполне достаточно.
Другие
критики картину посмотрели и заходились
в восторгах совершенно честно: "лучшая
работа", "великолепный фильм",
"гениальный Кустурица", "как
обычно - гениально", "это просто
потрясающе", "фильм смотрится на
одном дыхании", "еще никто не сказал
о войне так честно" и так далее.
Ну
и был еще один вид критиков, которым "Жизнь
как чудо" не сильно понравился. Правда,
что говорить по этому поводу - они толком
не знали. Потому что гений и все такое, а
как можно критиковать гения? В
результате рецензии были выдержаны в
стиле: "Ну да, там происходит что-то
непонятное и слегка тоскливое, но так
как речь идет о гениальном Кустурице,
вероятно, это я своими тупыми мозгами не
дошел, что же там такого потрясающего"...
Но
хватит о критике, поговорим о том, что
увидел я в этом фильме... На первый взгляд -
все тот же Кустурица. По стилю - нечто
среднее между "Черной кошкой, белым котом"
и "Андерграундом". От "Черной
кошки" - фантасмагория персонажей,
играющие как актеры животные, атмосфера
веселой шизы и много-много музыки (ее
писал сам Кустурица и Дежан Спаравало, а
исполнял, разумеется, ансамбль No
Smoking Orchestra,
который озвучивал "Черную кошку,
белого кота" и с которым Эмир нередко
выступает по миру - режиссер на сцене
делает вид, что играет на соло-гитаре). От
"Андерграунда" - война, людские
судьбы во время войны и грязные военные
делишки грязных людишек.
Вроде
все на месте: и смех, и слезы, и любовь. Да
и главный посыл, в общем, беспроигрышный:
жизнь - это чудо, война - это дерьмо, а
любовь все победит, если ее что-нибудь не
победит. Но чего-то заметно не хватает.
Чего именно? Искренности и легкости,
которыми всегда славились фильмы
Кустурицы. В фильме "Жизнь как чудо" много
искусственности, как будто какой-то
другой режиссер подражает великому
Кустурице. Подражать подражает,
получается очень похоже, но временами
неуклюже и тяжеловесно, а главное - нет
ощущения цельности, продуманности и
законченности.
И
дело не в том, что "Жизнь как чудо"
идет больше двух с половиной часов. В
конце концов, у Кусты все фильмы длинные,
но они всегда смотрелись на одном
дыхании. В данном случае дело в том, что
во время просмотра нередко возникает
вопрос: "Да когда же это в конце концов
закончится?" Вопрос для фильмов
Кустурицы дикий и нехарактерный. Но он
возникает. Потому что на этот раз фильм
безбожно затянут.
А
может, виной всему главное - отсутствие
четкого желания что-то сказать? Может,
все, что он хотел сказать о войне, сказано
в "Андерграунде", а все, что он хотел
сказать о жизни как чуде, сказано в "Черной
кошке, белом коте"? Похоже, это именно
так и есть. Поэтому "Жизнь как чудо"
выглядит, в общем, слегка искусственным
образованием. Нет, там все на первый
взгляд хорошо - много хороших эпизодов,
колоритная игра актеров, блестящие
вторичные роли и так далее, - но
обстановки веселой шизы, как в "Черной
кошке", практически нет. И обстановки
кошмаров войны, как в "Андерграунде",
тоже нет. Все как-то очень и очень
натянуто.
Поставлено и снято талантливо - все-таки это Кустурица, - но пустовато и временами скучновато. Выглядит фильм как подражание Кустурицы-нового Кустурице-старому. И это очень и очень печально.
Резюмировать
как-то сложно. Потому что у меня язык не
повернется назвать "Жизнь как чудо"
плохим фильмом. И вовсе не потому, что
меня завораживает магия имени Кустурицы
- меня вообще ничего в этой жизни не
завораживает. Но снято это все равно
мастерски, и отдельные эпизоды - просто
великолепны. Однако в общую цельную
картину они, к сожалению, не
складываются и фильм выглядит очень и
очень затянутым. При этом ряд других
эпизодов выглядят весьма
искусственными. Вместо обстановки
легкой шизы - картина тяжелой шизофрении,
как, например, с женушкой Луки.
Однако
сразу имейте в виду, что мнения об этом
фильме достаточно разнятся. Я знаю
зрителей, которые от картины были в
восторге и заявляли, что это чуть ли не
лучшая картина Кустурицы. Также я знаю
зрителей, чье мнение было вполне похоже
на мое: такое ощущение, что Кустурица
подражает Кустурице. Старательно, умело,
но без четко поставленной цели. И без
души. Точнее, не вложив ее, вопреки
обыкновению, на полную катушку. Только
маленькую часть.
Поэтому смотреть или не смотреть - решайте сами. И мессидж ищите сами. Точнее, решайте, нужен вам этот мессидж или же вы его и так прекрасно знаете...
P
***
- Официальный сайт фильма;
- Этот фильм на сайте IMDB;
-
"Черная кошка; - белый кот";
-
Моя статья о Кустурице.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
Кустурица подражает Кустурице
решайте сами