- Режиссер:
- Фрэнсис Форд Коппола
вы принесли мне ножи для вскрытия.
Доктор Джек: Вскрытие? Вы хотите сделать
вскрытие Люси?
Ван Хельсинг: Да нет, нет, не совсем. Я просто хочу
отрубить ей голову и вырезать ее сердце.
Давным-давно,
а именно почти пятьсот лет назад, в
Трансильвании жил да был достойный
джентльмен - можно сказать, граф - Влад
Дракула (Гари Олдмен). Как и полагалось
в то лихое время, граф круто пировал, а в
свободное от пиров время сражался с
врагами, которые хотели незваными
пробраться на застолье. Но как-то раз на
родную дракулью Трансильванию напали
зловещие враги - турки. И тут уже стало
не до пиров - нужно было защищать свои
землевладения, пейзан и полезные
ископаемые. Влад простился со своей
молодой женой Елизаветой (Уайнона
Райдер), надел самые модные в этом
сезоне доспехи и отправился воевать...
Воевал
граф Дракула круто! Турецким
завоевателям он предоставил полный all
inclusive: протыкание копьем, разрубание
мечом, отрубание палашом, оглоушивание
шишаком и - довольно экзотическое в
этих краях, но все равно представленное
- сшибание палицей. Много-много турков
полегло до того момента, пока Дракула
не устал от ратных подвигов и не
засобирался домой.
А
дома - беда! Подлые захватчики прислали
Елизавете подметное письмо, в котором
уведомили о смерти Влада Дракулы,
эсквайра. Елизавета, простая душа, не
додумалась проверить ни PGP-fingerprint
письма, ни реальный IP отправителя, а
просто огорчилась до невозможности, и
так на нее это все подействовало, что
несчастная покончила с собой
посредством падения в реку.
Граф
Дракула, вернувшись домой, зело
огорчился. Еще бы, после такого
славного похода он ожидал накрытые
столы и весело щебечущую женушку, а его
встретили смерть и запустение.
Обиделся тогда Дракула на свою
несчастную долю, да и поссорился с
Создателем всего сущего насмерть. В
результате этого смерть ему не была
дарована, и Дракула превратился в
вампира, который пьет кровь живых людей
и в результате этого снова молодеет. И
так - до бесконечности, пока кто-нибудь
из умных и прозорливых людей не
догадается вырезать ему сердце и
отрубить голову, потому что только так
этих въедливых созданий и можно
успокоить.
Только
через четыреста лет Дракула встретился
с таким человеком - профессором-оккультистом
Ван Хельсингом (Энтони Хопкинс),
который умел обращаться с вампирами. Но
перед кончиной граф таки нашел свою
прежнюю любовь - некую Мину Мюррей (Уайнона
Райдер), которая явно стала
реинкарнацией столь любезной сердцу
Дракулы Елизаветы. У Мины есть женишок -
Джонатан Харкер (Киану Ривз), но до
жениха ли господину графу, когда он
встретил ту, которую давно искал. Кроме
того, у Мины есть подружка Люси (Сэди
Фрост), кровью которой Дракула сможет
как следует омолодиться и принять
вполне божеский вид.
***
Фильм
Копполы, как это понятно уже из
названия, поставлен по весьма
известному роману Брэма Стокера. Я этот
роман осилил: написано с душой, но
читается скучновато. Для фильма
произведение изрядно подсократили, и
это весьма благотворно повлияло на
динамизм повествования: например, в
романе я совершенно утомился читать
про бесконечные переливания крови от
различных любезных мужчин Люси, у
которой то венок из чеснока куда-то
унесли, то окно оставили открытым, а в
фильме они кровь перелили всего один
раз, после чего дали тетке достойно
умереть, ну то есть окончательно
превратиться в носферату.
Главная
составляющая фильма Копполы -
зрелищность. Это совершенно
фантастически снято и потрясающе
смотрится, несмотря на то что фильму
уже тринадцать лет. В 1993 году "Дракула"
был номинирован на четыре Оскара и аж
три из них завоевал: лучший грим, лучший
художник по костюмам, лучшие видео- и
звуковые эффекты. (На призы
американской Академии фантастики
фильм был номинирован аж по десяти
категориям и выиграл пять из них.)
Перед
съемками Коппола тщательно изучил
многие фильмы о Дракуле и вампирах ("Вампир
Носферату" 1922 года, "Дракула" 1931
года, "Не против плоти" 1932 года, "Орфеус"
1949 года, "Охотник на вампиров" 1985
года) и в свой фильм вставил некоторые,
так сказать, цитаты из этих картин.
С
главной ролью Фрэнсис определился не
сразу. На роль Дракулы планировали Энди
Гарсиа (того несколько беспокоило
количество сексуальных сцен), Гэбриела
Бирна, Антонио Бандераса и Вигго
Мортенсена. Но в конце концов Коппола
остановился на Гари Олдмене, который
доставил мэтру немало проблем своим
традиционным пьянством во время съемок,
однако сыграл Дракулу просто блестяще!
Отдавая дань мастерству художников и
гримеров, которые то старили, то
омолаживали этого персонажа, нужно
сказать, что процентов восемьдесят
того шикарного впечатления, которое
производил Дракула, принадлежат
Олдмену - это одна из лучших его ролей.
Уайнона
Райдер, судя по всему, изначально
планировалась на роль Елизаветы/Мины.
Сыграла она вполне неплохо, но мы с
котом Бубликом не были сильно
впечатлены. Впрочем, когда мы узнали,
что Уайнона совершенно не переносила
Олдмена и старалась свести общение с
ним до минимума, но тем не менее в
фильме сумела изобразить какую-никакую
всепоглощающую страсть, мы ее
зауважали. Пусть мы не до конца
поверили в эту страсть, но сыграно было
с достоинством - тут не поспоришь. Кроме
того, Райдер с Олдменом получили приз MTV
за лучший экранный поцелуй, и это тоже
свидетельство большого мастерства
актрисы.
Второй
наиболее заметный и действительно
классный персонаж - это профессор
тайных сил Ван Хельсинг, которого
сыграл Энтони Хопкинс. И тут особенно
интересно то, что Ван Хельсинг в фильме
предстает довольно юморным
старикашкой, который периодически
выдает отточенные черноюморные
шуточки, чем изрядно разбавляет это
мрачное готическое повествование.
В
фильме присутствует одно очень
интересное действующее лицо - психопат
Ренфилд: бывший коллега Джонатана,
который съездил в замок к Дракуле и
совершенно съехал с глузда. Изначально
его должен был играть Стив Бушеми, но
потом Коппола дал тому от ворот поворот
и пригласил на эту
роль весьма известного музыканта Тома
Уэйтса (впрочем, Уэйтс как актер до
этого снялся в нескольких фильмах, но
обычно играл небольшие эпизодические
роли). Уэйтс сыграл Ренфилда
замечательно - настоящий психопат,
страшный и жалкий одновременно.
Многие
киноманы недоумевали, почему Коппола
взялся за такой странный и весьма
своеобразный материал - фильм о
вампирах. Ужастики - совершенно не в его
стиле, да и не его уровня. А комедию по
Брэму Стокеру было снимать - более чем
странно. Но Коппола сделал ловкий ход:
он угодил и вашим, и нашим. С одной
стороны, "Дракула" - это
действительно трагедия в готическом
стиле, снятая невероятно эффектно, чему
способствуют и декорации, и грим, и
блестящие постановочные находки. С
другой - это романтическая история
любви, хотя и с несколько необычными
персонажами. Но любовь, пронесенная
через четыреста лет, выглядит намного
значительнее, чем первая невнятная
любовь в школьные годы. Ну и с третьей -
благодаря определенной иронии,
привнесенной в фильм весьма забавным
персонажем Хопкинса да и частично
Олдменом, фильм доставляет большое
удовольствие тем зрителям (вроде нас с
Бубликом), которым все эти любовные
истории и вампирьи страшилки - до
фонаря.
В
итоге - несмотря на своеобразную
первооснову, Коппола сделал самую
настоящую киноклассику. Это
изумительная по постановке сказка,
которую смотреть - одно удовольствие.
Вы можете вообще не смотреть, например,
"Ван Хельсинга" - это поделка-однодневка,
несмотря на огромный бюджет и тонну
спецэффектов. А вот "Дракулу"
Копполы обязательно нужно увидеть,
потому что это действительно
киноискусство. Высокое киноискусство.
***
- Этот фильм на сайте IMDB;
- Рецензии на "Киномане";
- Дневник;
- где можно обсудить рецензию и фильм.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4 |
великолепно снятая сказка
да