- Режиссер:
- Джон Бэдхем
- В ролях:
- Джон Кьюсак, Джон Гудман, Эл Джонс
Вообще-то,
это здорово похоже на вестерн: 1890-й год,
дикий Запад, ранчеро, ковбои, плохие,
хорошие, а иногда и стреляют. Но он снят
в 1999-м году, причем взялся за постановку
вестерна Джон Бэдхем - режиссер,
поставивший такие картины, как "Лихорадка
в субботнюю ночь", "Голубой гром",
"Птичка на проволоке", "Слежка",
- поэтому должно быть понятно, что из
этого фильма вряд ли получится
классический вестерн. Собственно, так
оно и получилось. Это не вестерн. Это,
скорее, драма. Впрочем, в сюжете,
который написал Дик Кьюсак (отец Джона
Кьюсака) по роману Генриха фон Кляйста,
все необходимые элементы вестерна все
же присутствуют: богатый плохой, бедный
хороший, конфликт между ними и развязка.>
Но
в классическом вестерне все очень
просто: плохой богатый ведет себя, как
откровенный негодяй, щиплет за задницу
подругу хорошего (или постороннюю
проститутку), а потом ее и вовсе
похищает. Бедный хороший мчится
выручать свою подругу (или постороннюю
проститутку), по пути сражаясь с
подручными плохого, друзьями подручных
плохого, всякими другими негодяями,
индейцами, шерифами и паровозами. Все
это быдло он подстреливает,
пристреливает, давит копытами своего
коня и сбрасывает в пропасть.
После
чего он приходит в дом к негодяю,
отряхивает свои белоснежные джинсы и
говорит сурово: "Ну что, нехороший
человек, отдашь ты мою подругу (постороннюю
проститутку)?" В ответ на это плохой
невежливо стреляет ему двадцать раз
прямо в грудь и один раз в башку - для
контроля. Но на груди у героя - Библия,
которая принимает на себя все пули, а в
башке - твердая кость, которая не
позволит пуле пронзить героический
мозжечок. Тогда герой вздыхает (он
всегда вздыхает, когда требуется кого-нибудь
убить, - такова традиция), достает
пистолет и расстреливает плохого
вместе с обеденным столом (обеденный
стол страдает, чтобы всем остальным
негодяям стало неповадно). После этого
герой достает из подвала изрядно
запылившуюся подругу (постороннюю
проститутку), и они на фоне горящего
камина отправляются бок о бок в голубую
даль.
В этом фильме все не так, чем он и хорош. Поэтому давайте настроимся теперь на серьезный лад, потому что это действительно драма...
Классический
американский Запад конца 19-го века.
Штат Вайоминг. Совершенно дикие
времена уже прошли, новые территории
потихоньку освоили, поэтому в этих
краях наблюдается определенное
подобие власти: губернатор, небольшая
армия, судьи и суды присяжных. Впрочем,
право сильного еще по-прежнему
действует, особенно если вы - богатый
землевладелец, да еще и дружите с
местным судьей. (А кто в те времена
становились богатыми землевладельцами?
Только бандиты, которые не боялись ни
бога, ни черта и готовы были
пристрелить любого, кто вставал у них
на пути.)
Генри
Бэллард (Л. К. Джонс) - именно такой
богатый землевладелец. Ему принадлежат
лучшие земли в округе, поэтому он
считает, что ему дозволено все.
Собственно, практически так оно и есть,
потому что народ боится связываться с
Бэллардом, понимая, что тот может в
отместку подстроить любую каверзу.
И
вот случается так, что с Бэллардом
ссорится молодой и небогатый торговец
лошадьми - Мюрл Реддинг (Джон Кьюсак).
Поссорились они, в общем-то, из-за
совершеннейшего пустяка. Просто на
ровном месте. Но Реддинг уступать не
захотел, Бэлларда не испугался и
высказал ему все, что о нем думает. В
отместку Бэллард придумал пакость:
построил на единственном месте, где
Реддинг мог со своими лошадьми
проехать на ярмарку, ворота (эта земля
принадлежала Бэлларду), и потребовал с
Реддинга 10 долларов за проезд (что по
тем временам было огромной суммой). Так
как у Реддинга денег с собой не было,
Бэллард потребовал в залог двух
отличных жеребцов, обещая их вернуть,
когда Реддинг поедет с ярмарки. Но
когда Реддинг вернулся, он увидел, что
Бэллард привел лошадей в жуткое
состояние - совершенно их заездил,
держал благородных животных в грязной
луже позади свинарника, а заодно
зверски избил индейца - друга Реддинга,
которого Реддинг оставил приглядывать
за лошадьми.
Реддинг
был в бешенстве, но решил пойти
законным путем. Он составил жалобу, в
которой требовал, чтобы Бэллард вернул
ему лошадей в том виде, в котором их
взял, а кроме того, Бэллард должен
заплатить индейцу за побои. Но судья -
друг Бэлларда, поэтому он даже не
принял жалобу к рассмотрению. Попытки
подать жалобу верховному судье штата
тоже провалились, потому что верховный
судья ее снова отправил местному судье.
Но
у Реддинга это стало вопросом принципа
(к тому же, во время попытки подать
жалобу верховному судье случайно
погибла его жена), поэтому он решает сам
вершить правосудие, раз закон
отказывается помочь ему в этом. Реддинг
продает свой участок и набирает из
местных жителей отряд добровольцев,
которые готовы помогать ему в борьбе
против Бэлларда. Тот сбегает от
неминуемой расплаты, и Реддинг со своим
отрядом гонится за Бэллардом.
Чем и как все это кончится, сумеет ли Реддинг восстановить справедливость - рассказывать не буду, потому что этот фильм вполне имеет смысл посмотреть.
***
Что
интересно, сюжет этого фильма до
странности напоминает сюжет картины,
поставленной по блестящему роману
Доктороу "Рэгтайм" (ее снял Милош
Форман). И там и там главный герой был
несправедливо обижен, причем задели
его человеческое достоинство. И там и
там правосудие отказалось помочь
обиженному. И в том и в другом фильме
главный герой взял правосудие в свои
руки, но в обоих случаях ничего
хорошего из этого не получилось. Причем
даже наказание виновникам этой
ситуации было вынесено примерно
одинаковое, да и сама история для
главных героев окончилась примерно
одинаково.
Собственно,
фильм тем и хорош, что пытается дать
ответ на вопрос: как поступить в
ситуации, когда закон тебя защитить не
может (точнее, не хочет), а твое
человеческое достоинство не позволяет
тебе безропотно снести эту обиду? Как
поступить? Говорухин в "Ворошиловском
стрелке" на этот вопрос отвечает так:
возьми ружье и отстрели обидчику какую-нибудь
часть тела. В общем, тоже вариант, но
герои "Рэгтайма" и "Джек Булла"
идут другим путем. Они с помощью силы
заставляют закон действовать.
Причем понятно, что закон насилия над
собой не прощает, и герои будут
наказаны. Они это и сами прекрасно
понимают, но им легче умереть,
отстаивая справедливость, чем терпеть
унижения.
"Джек
Булл" снят очень неплохо. Вроде,
вестерн, но на самом деле это
действительно психологическая драма.
Джон Кьюсак в главной роли выглядит
вполне достоверно. Играет ровно и нигде
не переигрывает, хотя сложных эпизодов
в фильме предостаточно.
Прекрасный
актер Джон Гудман ("Большой Лебовски")
играет в этом фильме окружного судью,
который разбирает дело Реддинга-Бэлларда.
Этот судья мудр, полон достоинства и
желания вершить справедливость. Он
сочувствует Реддингу, но как
представитель закона не может простить
то, что Реддинг натворил, пытаясь
добиться справедливости. Отличная роль
Гудмана, - я получил истинное
удовольствие.
Резюмирую.
Не нужно смотреть тем, кто любит
боевики и вестерны. Вполне можно
посмотреть тем, кто любит
психологические драмы, потому что это
довольно неплохой представитель этого
жанра. Фильм достаточно честный и
реалистичный. А концовка сделана
просто великолепно, причем я до
последней минуты думал, что режиссер
все-таки скатится к какому-нибудь
дешевому пафосу. Но он не скатился,
поставив в фильме очень достойную
точку, чем изрядно повысил
художественную ценность этой картины.
По
моей системе оценок - твердая четверка.
Причем если в начале фильма - где-то
ближе к троечке, то в конце фильма -
ближе к пятерке.
Кстати, почему в названии стоит "Джек Булл" - я раскопать так и не смог. Ни одного героя с таким именем в фильме нет. Никаких похожих идиом я тоже не нашел. Вероятно, это название содержит какой-то намек на упрямство главного героя, но ничего более я предположить не могу.
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
неплохое кино
можно
The title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and Bulldog. John Cusack's character is said to have the tenacity of a Jack Russel bulldog when angered. The reference is not actually quoted in the movie, but a storyline offered by the writer.
The title is derived fromThe title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and Bulldog. John Cusack's character is said to have the tenacity of a Jack Russel and strength of a bulldog when angered. The reference is not actually quoted in the movie, but a storyline offered by the writer.
the names of two dog breeds -- Jack Russel and Bulldog. John Cusack's character is said to have the tenacity of a Jack Russel and strength of a bulldog when angered. The reference is not actually quoted in the movie, but a storyline offered by the writer. The title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and
The title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and