- Режиссер:
- Георгий Данелия
Фома
Каландадзе (Вахтанг Кикабидзе) - бывший
морской капитан, а нынче - владелец
самоходной баржи-развалюхи, которую он
в свое время выиграл в карты. Но бизнес
у Фомы идет довольно паршиво, и денег не
хватает даже на то, чтобы поиграть в
автоматы (Фома - страстный игрок).>
Но
внезапно у Фомы появляется возможность
подзаработать: некий молодой бизнесмен
по имени Вадик (Алексей Кравченко)
арендует баржу для перевозки груза из
маленького волжского городка, где
живет Фома, в Москву, а кроме того, Вадик
во время поездки собирается жениться,
так что деловой рейс должен
превратиться в свадебное путешествие.
Поначалу,
вроде, все складывается хорошо -
венчание состоялось, и баржа с грузом и
молодоженами медленно, но верно
продвигается к Москве, однако у Фомы
начинаются проблемы с некими бандитами,
которые знают кое-что о его прошлом и
шантажом заставляют Фому переправить в
столицу некий довольно опасный груз.
Кроме того, механик баржи (Алексей Петренко) все время занимается усовершенствованием движка, для чего заимствует некоторые детали с секретных объектов, что также приводит к неприятностям.
Но,
как выяснилось, настоящие проблемы
начались уже по приезде в Москву.
Героям фильма пришлось многое пережить,
а Фома с Вадиком даже попали в тюрьму.
Но никогда не унывающий Каландадзе
справился со всеми проблемами, герои
фильма вновь воссоединились на барже и
отправились в голубую даль, навстречу
своему кораблекрушению...
***
Кстати,
"Фортуна" меня приятно поразила.
После ужасно слабой "Насти" и "Орел
или решка", которую я, если честно,
даже не досмотрел, новый фильм Данелии
я купил с большой опаской. Для меня
Данелия - один из лучших режиссеров
современности, снявший десяток
настоящих шедевров, причем каждый
новый фильм был лучше предыдущего, хотя,
казалось, лучше уже некуда. И когда я
увидел "Настю", то понял, что
Данелия - увы, увы - из гения
превращается в довольно среднего
режиссера. И "Фортуну", если честно,
я даже и не хотел смотреть, особенно
вспоминая приведших меня в шок "Старых
кляч" Рязанова. Вот не хочется
смотреть на агонию прекрасных
режиссеров. Честно слово - не хочется!
Да
и приглашение Данелией на главную роль
в фильме Вахтанга Кикабидзе наводило
на мысли о том, что мэтр будет пытаться
сделать некую перепевку гениального
"Мимино", однако совершенно
понятно, что никакая перепевка (тем
более - снятая спустя столько лет) не
сможет стать даже слабым подобием
этого великолепного фильма.
Однако,
как ни странно, "Фортуна"
смотрится вполне неплохо. Конечно, нет
смысла сравнивать ее с тем же "Мимино"
или "Осенним марафоном", но
никакого шока у меня не было. Неплохая
комедия, временами даже смешная.
Кикабидзе выглядит не престарелым
Мимино, из которого сыплется песок, а
седовласым красавцем, который,
несмотря на годы, вовсе не утратил
своего истинно грузинского
утонченного достоинства и склонности к
широким жестам.
Алексей
Кравченко обычно играет всяких
бандитов, а в "Фортуне" он выступил
в роли неудачливого бизнесмена и
молодожена. Выступил довольно
слабенько, роли бандитов у него
получаются намного лучше. А вот
Владимир Ильин в картине как раз
исполнил роль бандита, но он мне тоже не
сильно понравился (вот тут Кравченко,
вероятно, был бы на месте). Впрочем, у
Ильина в фильме роль достаточно
эпизодическая.
Обсуждать,
как сыграл Петренко - нет никакого
смысла, потому что этот актер
великолепен везде, всегда, в любой роли
и у любого режиссера. Также мне очень
понравилась Даша Мороз в роли молодой
жены - роль очень яркая и
запоминающаяся. Да и молодой актер
Василий Соколов очень неплохо выступил
в роли помощника Фомы. Кстати, сам
Данелия в фильме тоже засветился - он
изобразил пахана в тюрьме, куда
ненадолго попали Фома и Вадик (вы его
видите на картинке из фильма).
Еще
раз повторяю - "Фортуну" не надо
сравнивать со старыми фильмами Данелии,
но ее вполне имеет смысл посмотреть,
ощущая чувство приятной ностальгии по
"Мимино". Приятной - потому что
Мимино жив, здоров и держится все с тем
же великолепным достоинством, а Данелия
- великолепнейший Данелия - как будто,
наконец, ощутил связь с современностью (чего
никак не получается у Рязанова) и снова
вернулся в обойму.
Меня
приятно поразил этот фильм. Мягкая,
спокойная и очень добрая комедия, в
которой отчетливо проглядывается
старый Данелия. Там нет убойных шуток,
нет умопомрачительных трюков, иногда
даже встречаются не особо удачные
эпизоды, однако смотрится это очень и
очень неплохо. Конечно, сними такой
фильм какой-нибудь иной, не особенно
известный режиссер, - я бы его оценивал
немного по-другому, но к Данелии я
отношусь очень трепетно, поэтому
откровенно обрадовался, когда увидел,
что мэтра еще рано списывать со счетов.
А
закончить эту рецензию я бы хотел
словами Алексея Петренко, говорящего о
съемках этого фильма:
Плохо, что Данелия непьющий. Это ужасно для актеров. Но надо отдать ему должное, он нас не обнюхивал и был добр, никого не мучил. А сам ночей не спал, думал о картине. Атмосфера на съемочной площадке сложилась совершенно не похожая на ту, что обычно царит в кино. Это было общество Данелии – тихое, спокойное, все работали с удовольствием. Осталось хорошее послевкусие. Все мы стали родными, всех, кто работал на "Фортуне", хочется видеть. Вот это и есть атмосфера Данелии.