- Режиссер:
- Кирилл Серебренников
Отзыв кота Бублика
В фильме много скрытых цитат из Гамлета.
Какая-то дура
- Колготки, главное, где-то взяли такие блядские! Где взяли?
- Я за мамиными съездил.
А где Полоний?
Клавдий
Серебренников
нынче очень модный. Очень, очень модный.
Это вам скажет любой Стремящийся к
Эстетизму, теребя под мышкой затертый от
восторга "Духless".
А братья Пресняковы - авторы
оригинальной пьесы, по которой
поставлен фильм - еще моднее! Они, в общем,
сейчас уже почти так же актуальны, как и
Чехов, скажут Стремящиеся и даже
Прорубившие. Ну, в смысле, актуальны
сегодня, как Чехов тогда. А уж когда
Серебренников ставит Пресняковых - это,
ребята, начинается такой
культурологический и контркультурный
перфоманс, что просто раскрывай рот,
после чего плачь, плачь, танцуй, танцуй.
Пьесу
Пресняковых Серебренников ставил в
театре. Потом перенес ее на экран и
представил на "Кинотавре". Фильм
получил главный приз, чем вызвал бурную,
хотя и несколько невнятную радость у
одних и легкое недоумение у других.
Бурная радость в основном объяснялась
тем, что по всем канонам такие фильмы
главные призы не получают. А легкое
недоумение, что неудивительно,
объяснялось теми же самыми мотивами.
Впрочем,
нам с котом Бубликом, как людям
неэстетичным, негламурным, нетусовочным
и, в общем, вполне бескультурным, что
восторги, что хулы - совершенно до фонаря,
поэтому займемся нашим обычным
препарированием, невзирая ни на нового
Чехова, ни на старых Пресняковых. Вперед,
полковник, как в атаку...
Сюжет.
Некий Валя (Юрий Чурсин) - современный
Гамлет. Он, конечно, не принц Датский, а
всего-навсего незадачливый полученец
высшего образования, которое ему на
фиг не нужно, но зато маета у Вали - самая
что ни на есть принцдатская,
патентованная! Ничто не радует Валю. Да и
в датском королевстве - не все ладно.
Папа Гамлета, который был то ли военный,
то ли милиционер, почил в бозе, скушав
отравленных грибочков. Ну, знаете, как
оно бывает в Дании: поужинал и умер.
Скоропостижно, так сказать, скончавшись.
Тем более что проблемы со здоровьем были
- ну как не быть! Выпивал папа Гамлета не
по-датски, а то ли по-военному, то ли по-милицейски,
что на самом деле не отличается ни
количеством, ни качеством, ни видом
употребляемых напитков.
Гамлет
Валя внутренне чует, что папа все-таки
умер не просто так - уж больно подлый
Клавдий, брат отца Вали и по
совместительству дядя Гамлета, радуется
тому факту, что он смог остаться наедине
с Гертрудой - матерью Гамлета. Гертруда -
женщина с бюстами и трезвым отношением к
жизни. Гамлета она любит, но и Клавдий
вызывает в ее теле сочувствие - в конце
концов, женщине трудно без мужчины. Да и
квартира у них большая и
несколькокомнатная, так что Клавдий от
них никуда не денется - мужчине без
квартиры тоже неприятно.
У
Гамлета, понятное дело, есть своя баба -
Офелия. Ей до боли, до зубовного скрежета
и до ломоты в пояснице хочется за
Гамлета замуж. Но он все не может себя
найти, мается и просит сделать ему
онанизм в маске зайчика, одновременно
слегка придушив, - вот такие у принца
империальные страсти.
В общем, перед Гамлетом во всю ширь встает вопрос: тварь он дрожащая или право имеет. В том смысле, что мочить или не мочить дядю Клавдия, который, в общем-то, подлый негодяй. Быть или не быть кровавой мести - этот вопрос волнует зрителей.
Да,
теперь все-таки о сюжете. Гамлет
работает в милиции - изображает жертву в
следственных экспериментах, которые
снимает на камеру доблестная сотрудница
Люда (Анна Михалкова). Перед Гамлетом,
Розенкранцем (Виталий Хаев) и
бесстрастной камерой проходит целый ряд
совершенно отвратительных явлений
человеческой жизни: Вольтиманд,
Корнелий, Гильденштерн, Карась, Тахир
Закиров и, даже страшно сказать,
Верхушкин.
***
Скажу
сразу - восторгов подавляющего
большинства критиков (некоторые в
рецензиях аж заходятся) и многих
зрителей я не разделяю. Однако не буду
также утверждать, что кино плохое, оно
не плохое. Фильм яркий, действительно
авторский (а это только плюс), необычный,
во многом провокационный, но провокации
в нем какие-то уж больно вычурные и
вымученные. Вся эта маета Гамлета в
бейсболке - невероятно натужная. Все эти
постоянные аллюзии и цитаты "для
своих" из Шекспира, Линча, "Донни
Дарко" и так далее оставляют
впечатление, что режиссер ими затыкает
дыры тогда, когда самому сказать уже
нечего. Или не о чем. Это как Гензель и
Грета - идут и рассыпают зерно, чтобы
обозначить свой путь. Серебренников
обозначает свой путь цитатами, часть из
которых выглядит на редкость неуместно.
Но
зато когда режиссера отпускает с
принцами, тенями отца в фуражке и
линчевски-дарковскими зайчиками, вот
тогда становится хорошо. Потому что
съемки следственных экспериментов, в
процессе которых простые парни
рассказывают, как они убивали и
расчленяли своих жен, любовниц и просто
любимых, - они восхитительны. Разумеется,
восхитительны не смакованием
омерзительных подробностей, а тем, каким
образом и какими словами это все
рассказывается. Бытовуха! Бытовуха в
самом пугающем и самом узнаваемом
смысле этого слова. Вот здесь самые
подлинные шекспировские страсти, вот
здесь в полный голос звучит такая родная
и такая знакомая буфетчица тетя Клава, у
которой в туалет пошли поссать, а
заплатить - не заплатили.
В
качестве очищающего катарсиса
Серебренников запустил мощный, хотя и
довольно спорный монолог сорвавшегося
от созерцания бесконечных убийств
капитана Розенкранца. Капитан, беседуя с
очередным недоумком, застрелившим в
кафе своего одноклассника (в этой роли
весьма слабенько выступил Максим
Коновалов, и я был просто поражен, когда
в нескольких рецензиях прочитал слова
восхищения "блестящей актерской
игрой"), в конце концов не выдержал и
произнес коротенькую, минут на десять,
речь, обличающую потерянное поколение
этих недоделанных Гамлетов - они же
Евгении Онегины.
Речь
просто вскипала матом, срывала крышку и
переливалась через край. Многие зрители
от нее были в восторге, но я опять-таки
считаю, что монолог получился слишком
длинный, достаточно натянутый и
чересчур матерный. Я, конечно, понимаю,
что многие люди матом разговаривают, но
здесь это как-то явно резало слух.
Снижало накал момента. Как говорил один
известный переводчик: "Если ты не
можешь перевести без мата, значит, у тебя
очень бедный лексикон". Но претензии к
монологу - чисто постановочные, потому
что сам актер Виталий Хаев - лучшее, что
есть в этом фильме, он сыграл
превосходно.
Резюмирую.
Авторское кино. Достойное просмотра,
однозначно. Но крайне неровное и во
многих моментах очень спорное. (Для тех,
кому вообще охота спорить в нынешнее
время.) Однако за ряд эпизодов (собственно,
почти всех эпизодов расследований)
можно простить почти все. Ибо
действительно отлично сделано. Убрать
бы оттуда этого Гамлета и все эти "цитаты"
к чертовой матери - о, вот это было бы
совсем хорошо, оригинально и про нашу
паскудную жизнь. А Гамлет - нет, он не из
нашей жизни. Какие-то рыбы-фугу - что за
азиатчина? Выпил водки и рубанул дядю по
башке топором, как простой испанский
хлопец Рамон Меркадер. Вот и все дела.
Вот и вся бытовуха. И не надо жертву
изображать - вон она, валяется в
винегрете.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4- |
спорно, но забавно
вполне можно