- Режиссер:
- Абель Феррара
Фрэнк
Уайт (Кристофер Уокен) всю жизнь
занимался нелегальным бизнесом - в
основном наркотиками. Ну и так как
бизнес этот достаточно хлопотный и
опасный, Фрэнк периодически попадался
полиции и его периодически сажали. Так
что почти всю жизнь Фрэнк, как дедушка
Ленин, все по тюрьмам да ссылкам.
В описываемый в фильме период времени Фрэнк вышел после длительной отсидки, на которую попал благодаря любезной, хотя и несколько небескорыстной помощи полиции некоторых его конкурентов - латиносов.
Но
еще в детстве, учась в очень средней
школе Адовой кухни Нью-Йорка, Фрэнк
запомнил и полюбил песенку "Без
друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -
много". Да и в таком деле, как у Фрэнка,
без друзей не обойтись. Поэтому у
Фрэнка есть свои верные друзья, с
которыми его настолько много, что до
посадки Уайта называли Королем Нью-Йорка,
так как он контролировал большую часть
торговли наркотиками в этом славном
городе.
Во
главе банды друзей Фрэнка стоит Джимми
Джамп (Лоуренс Фишберн) - безбашенный
негр с повадками настоящего бандюгана
и здоровенным цепаком на шее. Джимми -
прирожденный киллер. Ему замочить
какого-нибудь козла - как Фрэнку отдать
приказ замочить какого-нибудь козла. В
результате к моменту соскока Уайта с
кичи Джимми с пацанами преподнесли
дорогому боссу подарок: они замочили
одного колумбийского наркобарона и
забрали у него пару лимонов, так что
Фрэнку будет на что заново
раскрутиться.
Но
Фрэнк - он очень странный мужик.
Несмотря на то что он - самый настоящий
бандит и убийца, ему не чужды некоторые
моральные принципы. Фрэнк вырос в Нью-Йорке
среди всякой бедноты и шелупони, и он,
несмотря на свое лихое окрутевание,
продолжает заботиться о бедноте и
шелупони.
Фрэнк
хочет выстроить больницу для бедных. На
это требуются очень солидные деньги -
пятнадцать миллионов долларов. Просто
так заработать такие деньги - довольно
сложно даже на наркотиках, поэтому
Фрэнк продумывает различные планы,
благодаря которым он такие деньги
просто отберет - разумеется, только у
реально плохих парней, потому что Уайт -
по-своему благороден. Себя плохим
парнем он не считает - ну как же, ведь он
грабит богатых и сволочных, а отдает
неимущим и убогим.
Шайка Фрэнка не особенно поддерживает этот подход, но, так как они получают свою законную долю и свою законную порцию кокаина, им как-то по фиг, от чего в свободное от работы время сходит с ума их босс.
Полиции
в лице старшего инспектора Роя Бишопа (Виктор
Арго) и его подручных Дэнниса Джилли (Дэвид
Карузо) и Томаса Фланигана (Уэсли
Снайпс) тоже как-то по фиг, чем Фрэнк
занимается в свободное от работы время.
Зато им не все равно, что Уайт делает
под видом своей "работы". Но Бишопу
и его ребятам крайне сложно прищучить
Фрэнка - он и его подручные все время
выходят сухими из воды благодаря
умелым действиям адвоката Уайта и
солидным денежным залогам. Бишоп, как
ревностный служака, все надеется
зацепить Короля Нью-Йорка законными
методами, а у молодых и горячих Джилли и
Фланигана уже кончилось терпение, и они
собираются расправиться с Фрэнком по-своему.
Так что будет много крови. Очень много
крови.
***
Довольно
старый фильм, снятый аж восемнадцать
лет назад, но я его первый раз посмотрел
только что и был приятно удивлен тем,
что картина и сейчас смотрится вполне
достойно. Что интересно, среди
некоторых киноманов картина считается
даже классикой криминального жанра. Я
бы ее классикой не назвал, однако фильм
яркий и, безусловно, достоин просмотра.
Абель Феррара считается
независимым режиссером и в основном
снимает авторское малобюджетное кино
плюс сериалы. (Кстати, он приложил руку
к знаменитому сериалу "Полиция
Майами. Отдел нравов".) Тем не менее
среди его работ есть несколько
фактически мейнстримовых фильмов, и "Король
Нью-Йорка" был как раз первым из них.
Несмотря на приличное количество
достойных и известных ныне актеров,
бюджет у картины был довольно скромный.
Впрочем, оно и неудивительно, ведь в 1990
году Кристофер Уокен пробавлялся в
основном мелкими эпизодическими
ролями, Лоуренсу Фишберну было еще
далеко до "Матрицы",
а Уэсли Снайпсу - до "Блэйда".
Ну а Дэвид Карузо, в отличие от
некоторых своих коллег, так на
эпизодических ролях и остался, а потом
и вообще куда-то сплыл в телесериалы.
В "Короле Нью-Йорка"
практически нет автомобильных погонь,
не сильно большое количество
перестрелок (хотя те, что есть, сняты с
высоким уровнем достоверности), и я бы
этот фильм больше отнес к драмам,
нежели к криминальным боевикам. Для
Феррара главное - создать атмосферу
криминального Нью-Йорка тех времен,
поизучать психологические особенности
криминалитета и полиции, и, на мой
взгляд, ему это вполне удалось.
Почти все персонажи фильма -
очень яркие и не плоские. Фрэнк
Уайт, блестяще сыгранный Кристофером
Уокеном, - самый странный и
противоречивый из всех героев фильма.
Да, бандит, да, убийца, да,
совершеннейший отморозок, однако
обладает весьма нетипичными для
главаря банды моральными принципами.
Эдакий извращенный Робин Гуд - грабит
только таких же бандюганов, как и он сам,
а деньги тратит фактически на
благотворительность. Бандит и
филантроп одновременно, причем
филантроп не показушный, а именно по
велению души.
Уайт, как и полагается
наркобарону, везде появляется с двумя
эффектными девками, но одновременно у
него весьма нежные и романтические
отношения с адвокатом Дженнифер (Джанет
Джулиан). Его стальной взгляд обещает
близкую смерть - и одновременно Фрэнк
может от души расхохотаться и
подурачиться, причем это вовсе не
выглядит смешно. Он ни в грош не ставит
человеческую жизнь и, убивая других
бандитов, преступает даже примитивные
криминальные "понятия" - но
одновременно не жалеет целого миллиона,
для того чтобы вытащить Джимми из
тюрьмы.
Лоуренс Фишберн в этом
фильме также достоин того, чтобы его
увидеть в подобной роли. Пальцатый и
даже слегка карикатурный бандюган со
здоровенным золотым цепаком на шее,
замашками и манерой разговора ганста-рэппера,
стреляющий раньше, чем думает, - такого
Фишберна я не упомню ни в одном другом
фильме. Знатная роль получилась, очень
забавная. Причем, что интересно,
Фишберна Феррара первоначально взял на
роль темнокожего полицейского Томаса
Фланигана, однако Фишберн очень просил
разрешить ему сыграть Джимми, и после
нескольких проб Феррара все-таки
согласился.
Уэсли Снайпс и Дэвид Карузо
по сравнению с бандитами выглядели
заметно бледнее. С одной стороны,
Феррара им предоставил возможность
поиграть чувствами, изображая
озверевших от вседозволенности
бандитов полицейских, но с другой - как-то
это выглядело не очень убедительно,
хотя они и старались. Но в общем и
целом - неплохо. Просто на фоне Уокена и
Фишберна они слегка потерялись. Кстати,
Снайпса на роль Фланигана привел
именно Карузо - они вместе снимались в
каком-то телесериале.
В общем, хорошее кино, вполне достойное просмотра. Атмосферный Нью-Йорк, мощные персонажи, яркие психологические портреты, натуральные и какие-то "некинематографические", как ни странно это звучит, перестрелки - вполне достойный образец жанра криминального психологического боевика.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
достойный боевик
вполне можно
У Уокена за плечами к тому моменту был уже "Охотник на оленей", за который он получил все возможные призы, и другие хиты. Да и у Фишберна, по большому счету, лучшие фильмы были до - "Бойцовые рыбки", "Клуб Коттон" и др.
Вы "Клуб Коттон-то" смотрели? У Фишберна там 2 минуты экранного времени.