- Режиссер:
- Тони Скотт
Вопрос кота Бублика
Кот Бублик о своих переживаниях во время просмотра
В
США некое правительственное Агентство
национальной безопасности, которым
руководит мистер Рейнольдс (Джон Войт),
пытается пропихнуть через Конгресс
Закон о безопасности коммуникаций, по
которому спецслужбы смогут
контролировать практически любые
средства связи: телефоны, электронную почту, факсы,
шмаксы и так далее. Конгрессмен Филлип
Хаммерсли (Джейсон Робардс) активно
возражает против принятия этого закона,
и тогда мистер Рейнольдс, не сумев
уговорить конгрессмена изменить свою
позицию, отдает своим ребятам приказ
убить Хаммерсли.
Встречу
Рейнольдса с конгрессменом и
последующее убийство совершенно
случайно запечатлевает видеокамера
скромного ученого-орнитолога Завитца (Джейсон
Ли), который изучает повадки всяких
водоплавающих птичек. Завитц, когда
обнаруживает на камере вместо птичек
запись повадок неводоплавающих людей из
Агентства, понимает, что ему в руки
попала смертельно опасная информация,
но ничего толком не успевает сделать - за
ним начинают охотиться люди Рейнольдса.
Убегая через магазин, Завитц сует запись
в карман попавшемуся навстречу адвокату
Роберту Дину (Уилл Смит), с которым он
мельком был знаком по какому-то делу,
причем Дин даже и не заметил, что фильм
оказался у него.
После
этого Роберт Дин попадает под плотное
наблюдение и прессинг Агентства, и его
довольно успешная до того момента жизнь
тут же перестает быть таковой: у Дина и
его жены блокируются кредитные карточки,
его самого напичкали "жучками" и
отслеживают каждый шаг, его
информаторам грозит смертельная
опасность.
Через свою старую подругу Рэйчел Бэнкс (Лиса Бонет) Роберт выходит на отставного спецслужбиста Брилла (Джин Хэкман), который когда-то работал в Агентстве. Тот пытается помочь адвокату соскочить с крючка Рейнольдса, однако Дину нужно будет самому что-то придумать, чтобы как-то разрулить ситуацию, при которой вся мощь государства направлена против него.
***
У
режиссера Тони Скотта это был первый
боевик подобного плана, после которого
появились достаточно похожие по стилю "Шпионские
игры", "Гнев"
и "Дежа вю".
Из четырех этих фильмов "Гнев" мне
понравился больше всего, причем из-за
двух факторов: во-первых, там блестяще
играет Дэнзел Вашингтон, а во-вторых, там
достаточно реалистичный сценарий.
Во
"Враге государства" сценарий не то
чтобы сильно нереалистичный (в "Дежа
вю", несмотря на определенные удачные
находки, сценарий вообще сполз в
несколько маразматичную сторону),
однако достаточно натянутый и
заштампованный. Полный беспредел этого
Агентства (щелкают всех, как орешки,
включая аж конгрессмена, валят кого
хотят налево и направо), несколько
карикатурный персонаж этого мистера
Рейнольдса, ну и забавная мысль о том,
что какая-то мелкая сошка может выжить,
если против нее будет направлена мощь
спецслужб.
Кроме
того, Уилл Смит, при всем моем к нему
уважении как к актеру, не сильно
подходит на эту вполне драматичную роль.
Оно понятно, что Смиту уже тогда (фильм
снят десять лет назад) слегка надоело
сниматься в роли крутого и непрерывно
острящего полицейского из "Плохих
парней", "Людей
в черном" и "Дикого,
дикого Уэста" или непрерывно
острящего летчика из "Дня
независимости", так что он решил
заметно сменить амплуа и попробовать
себя в драматической роли с примесью все
того же боевика.
Сыграл,
в общем, неплохо, но актер вроде Дэнзела
Вашингтона привнес бы в эту роль более
заметную нотку трагизма и серьезности. А
Роберт Дин в исполнении Уилла Смита
выглядит явно менее драматично, чем
хотелось бы. Неплохо, да, но все-таки чего-то
не хватает! Тони Скотт, судя по всему, это
и сам понял, поэтому в дальнейших
картинах стал снимать именно Дэнзела
Вашингтона.
Но
несмотря на определенные натяжки, в
фильме поднимаются достаточно важные и
вполне актуальные нынче вопросы
тотального контроля, к которому так
стремятся спецслужбы. С одной стороны,
это будет работать против террористов и
экстремистов. Но с другой - это делает
практически неподконтрольными
спецслужбы, и еще неизвестно, перевесят
ли минусы такого положения дел
соответствующие плюсы борьбы с
терроризмом.
Впрочем,
надо понимать, что Скотт все-таки снимал
не социальную драму, а боевик. И с этой
точки зрения "Враг государства"
поставлен просто отлично: все 132 минуты
действие раскручивается стремительно,
практически нигде не провисая, и фильм
держит в напряжении до самого конца.
Также большим плюсом является то, что
Скотт в те годы еще не нашел оператора,
страдающего эпилептическими припадками,
который позже снимал с ним "Домино"
и "Дежа вю",
поэтому "Врага государства" можно
посмотреть без риска схлопотать дикую
головную боль от всего этого
бесконечного мельтешения камеры.
Актерский
состав в картине богатый. Тут тебе и "зубры"
- Джон Войт, Джин Хэкман, Джейсон Робардс,
Гэбриел Бирн, Том Сайзмор, - и
перспективный молодняк в лице Барри
Пеппера, Скотта Каана, Джека Блэка и Сета
Грина. Правда, Джек Блэк и Сет Грин там
были больше для мебели, развернуться им
не дали, но они и по фильму - мелкие
технические сошки.
Из
старичков лучше всех выглядели Джон
Войт и Джин Хэкман. Войт, правда,
изображал эдакого традиционного злодея
из спецслужб, поэтому роль получилась
достаточно лубочной, но сыграно было
достойно. А Хэкман выглядел блестяще,
как всегда. Бывший спец из Агентства, это
Агентство ныне ненавидящий, хитрый
пожилой волчара, который, с одной
стороны, преследует только свои
собственные интересы, но, с другой
стороны, готов серьезно рискнуть,
чтобы помочь адвокату, просто чтобы
оставить с носом Агентство. Вот как раз
на фоне Хэкмана Уилл Смит очень быстро и
потерялся - слишком заметна была разница
в уровне.
Том
Сайзмор выступил в достаточно
традиционной для себя роли безбашенного
отморозка, но ее отработал именно так,
как надо: внушительно, безбашенно и
отмораживающе все вокруг.
Тони Скотт отлично умеет снимать захватывающие боевики - он это доказал еще со времен "Настоящей любви". "Враг государства" это в очередной раз продемонстрировал. Если бы еще чуть менее лубочные злодеи и кто-нибудь реально драматичный на роль адвоката - было бы просто супер. Но и так получилось достаточно хорошо - практически на четверку с плюсом. Также приятно то, что фильм ничуть не устарел, - кажется, что его сняли только что.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4- |
захватывающий боевик
вполне можно
В фильме напрягло количество штампов. Чуть-чуть бы пооригинальнее..
Тема преследования раскрыта на все 100%. В общем - супер.
Было интересно почитать наконец-то рецензию. Про Смита/Дэнзела - полностью согласен.