- Режиссер:
- Гильермо дель Торо
- В ролях:
- Ариадна Гил, Серхи Лопес, Марибель Вериду, Ивана Бакуэро, Алекс Ангуло, Даг Джонс
- Офелия.
- Офелия?
- Да, знаю, баба Гамлета.
Фильм "Поменяться местами"
Отзыв кота Бублика
Испания, 1944 год. У маленькой
Офелии (Ивана Бакуэро) умер отец-портной.
Мама Офелии, которую зовут Кармен (Ариадна
Гил), считая, что девочке нужен отец,
сошлась с франкистом капитаном Видалем
(Серхи Лопес). Видаль - настоящий фашист,
безжалостный садист-солдафон, но
Кармен считает, что лучше муж-фашист,
чем никакого мужа, и ради подтверждения
этой светлой мысли даже собирается
родить Видалю ребенка.
Видаль, который бьется с некими непонятно откуда взявшимися партизанами в одном из сельских районов Испании, перевозит Кармен с Офелией в свою усадьбу. Офелия не выносит отчима, который платит ей точно такой же монетой, и пытается уйти от действительности в свои любимые книжки со сказками. Впрочем, довольно скоро сказка приходит к ней сама: рядом с поместьем Видаля расположен древний каменный лабиринт, и Офелия, как-то случайно зайдя туда, обнаружила Фавна (Даг Джонс) - мифическое существо, живущее на этой Земле сотни лет. Фавн заявил Офелии, что она, дескать, является воплощением принцессы подземного мира и что если девочка до полнолуния выполнит три задания, то добрый подземный король - который, конечно, вовсе не такой гад, как этот противный Видаль - заберет ее в свое царство и Офелия станет там жить-поживать да добра наживать.
И теперь каждый в поместье
капитана занимается своим делом.
Капитан со страшной силой борется с
партизанами и вовсю садиствует. Кармен
готовится родить капитану наследника и
умереть. Друзья партизан - подруга
командира партизанского отряда
Мерседес (Марибель Вериду) и доктор
Феррейро (Алекс Ангуло) - работают в
поместье якобы на Видаля, а на самом
деле осуществляют различные диверсии.
В свою очередь, партизаны в лесу
готовятся разгромить отряд Видаля и
старательно подставляют Мерседес с
Феррейро. Ну а Офелия, разумеется,
выполняет задания Фавна, чтобы стать в
конце концов принцессой подземного
мира. Задания в большинстве своем
достаточно мерзкие и неприятные, но мир
вокруг девочки и так-то не отличается
красотой, а кроме того, Офелия далеко не
всегда делает все так, как того требует
Фавн, и это вносит в задания приятное
разнообразие.
***
Пожалуй, трудно вспомнить
фильм, который бы вызывал более
полярные реакции у зрителей и критики.
"Лучший фильм 2006 года", - говорили
одни. "Дель Торо снял что-то
потрясающее", - заявляли другие. "Смотреть
этот кошмар невозможно, возникает
ощущение, как будто прикасаешься к
каким-то страшным комплексам", -
писали третьи.
И это неудивительно. "Лабиринт
Фавна" - фильм крайне неоднозначный,
весьма спорный и во многом
провокационный. Во-первых, навскидку не
очень понятно, для кого это снято.
Несмотря на сказочную составляющую -
Фавн, подземное королевство, эльфы и
другие сказочные персонажи, - детям и
даже подросткам этот фильм нельзя
давать смотреть ни под каким видом - там
слишком много крови и какого-то даже
слегка извращенного натурализма, на
которые трудно смотреть даже тем
зрителям, которые без особых потерь для психики
вынесли фильм "Перекрестки" с Бритни Спирс. Если
это снято как сказка исключительно для
взрослых, тогда непонятно, зачем
прибегать к таким достаточно
инфантильным метафорам. Страсти
подземного королевства как отражение
страстей реального мира? Девочка в
подземелье выполняет неаппетитные
задания, чтобы стать подземной
принцессой и скрыться от гнусного
отчима, а партизаны сверху сражаются с
франкистским выкормышем, чтобы
освободить родную страну? Ну и?
Кроме того, уж если это
полусказочка для взрослых и речь идет о
реальной Испании, реальных партизанах,
которых там практически не было, и
франкистах, которые держались у власти
до 1974 года, тогда объясните, дорогой
режиссер дель Торо, почему у вас
партизаны такие картонно-лубочные и
капитан такой картонно-лубочный? Ну и
заодно - что за партизаны такие лихие в
1944-то году? В Испании, которая не
участвовала во Второй мировой войне и
которая не была оккупирована!
Почему картонно-лубочные? Не
знаю, так снято. Партизаны в белых
рубашках весь фильм тусуются в лесу и
только и знают, что специально,
аккуратно и со знанием дела
подставлять помогающих им Мерседес и
Феррейро. То ампулу с драгоценным
антибиотиком случайно забудут у костра,
чтобы Видаль мгновенно вычислил
доктора, то замок у сарая откроют
спертым чуть ли не ценой жизни Мерседес
ключом, чтобы Видаль опять-таки тут же
вычислил змеюку на своей груди. И
объясните, кто мешает этим странным
партизанам расщелкать весь отряд
Видаля как орешки, когда они
неоднократно выходят в лес по
партизаны, причем в лес, который для
партизан - дом родной? И почему
партизаны ждали до самого конца фильма,
чтобы напасть именно на усадьбу и там, в
значительно более сложных условиях,
опять-таки расщелкать негодяйский
отряд Видаля?
А уж Видаль - так просто какой-то
картонный злодейчик. До предела
гипертрофированный образ, которого
дель Торо изо всех сил старается
представить эдаким кошмарным монстром,
и именно из-за данных усилий он
смотрится как персонаж какого-то
дурного спектакля. Серхи Лопес, правда,
играет Видаля очень хорошо и отчасти
эту роль спасает, но тем не менее - тема
фашистского офицера раскрыта, на мой
взгляд, скорее для детей, а фильм
совершенно недетский.
Офелия в исполнении Иваны
Бакуэро мне совершенно не понравилась.
Отмороженный ребенок без каких-либо
эмоций, кроме внезапно возникающих - по
команде режиссера - криков-воплей. Ей
что Фавн, что эльф, что негодяйский
капитан, что леденящее душу создание с
глазками на ладошках - все едино.
Смотрит на них тусклым взглядом и
произносит заученные реплики.
С причинно-следственными
связями в сказочной составляющей - тоже
все как-то не слава богу. Фавн дает
задания - девочка их то выполняет
правильно, и тогда все нормально, то
нарушает все установки (дверку
совершенно не ту открыла, продуктами
угостилась, хотя запрещено), но тем не
менее все равно все получается.
Последнее задание я не трогаю, там само
задание заключалось в том, чтобы
вызвать отказ как наиболее правильное
действие. Но второе-то задание - лажа
полная! Вы уж извините, что я так
придираюсь к детской сказочке, но она
ведь ни черта не детская на самом деле!
С натурализмом в картине
дель Торо, на мой взгляд, сильно
переборщил. Хотя снято это все, конечно,
впечатляюще. Фавн (его, кстати, играет
Даг Джонс - актер, который изображал Ихтиандра
в голливудской картине того же дель
Торо "Хеллбой: Герой из пекла"),
жуткий Голый Парень с Глазами в
Ладошках, кошмарная Жаба, которой нужно
засунуть алмазы в глотку, чтобы она
изрыгнула весь своей желудок с
маленьким ключиком, - да, выглядит очень
здорово. Но одновременно рождает
вполне естественное чувство
брезгливости: вот честное слово, как-то
не очень хорошо смотрится
заторможенная девочка, барахтающаяся в
грязи и содержимом желудка мерзкой
жабы, - ну вот честное слово!
Одновременно с этими жуткими
созданиями дель Торо постоянно
педалирует всякие надземные ужасы:
кошмарные садистские выходки Видаля,
отпиливание ноги Феррейро раненому
партизану, зашивание Видалем ниткой с
иголкой своего разрезанного ножом рта -
у меня все время возникало впечатление,
что у дель Торо все-таки есть какие-то
проблемы с психикой. Ну не видны здесь
режиссерские задачи, ради которых
стоило педалировать все эти мерзости.
Смотришь на это все и думаешь - ну на
черта?!!
В общем, в результате мне
этот фильм не понравился категорически.
Но я вовсе не считаю его
отстоем, я вполне признаю, что это
мощное и очень профессионально
поставленное произведение, но мне совсем
не близка манера, в которой это все
сделано, а сам фильм, на мой взгляд,
представляет собой странную смесь
инфантилизма, лубочности, неуместного
натурализма, классного грима и
отличных декораций вкупе с весьма
мастерской постановкой. Именно из-за
этого он рождает настолько полярные
мнения.
Отдельно подчеркну, что
многим зрителям и критикам этот фильм
очень понравился и они его приняли как
есть, безо всяких претензий, но, пожалуй,
у не меньшего количества зрителей и
критиков он вызвал примерно такие же
претензии, как и у меня. Поэтому
смотреть его или нет - решайте сами.
Событие в мире кинематографа - да,
несомненно. Нужно ли его смотреть - а
вот тут уж заранее крайне сложно
предсказать вашу реакцию. Если честно,
я его досмотрел только из-за того, что
собирался писать рецензию.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
весьма неоднозначное и достаточно неприятное кино
решайте сами
Если интересно, статья в Википедии (Википедия, конечно, не аргумент, но статья дельная): en.wikipedia.org
Человек, который написал про гофмановские сказки и.т.д., - прав. Моя супруга по первом образованию филолог, и тоже заметила, как в фильме обыграна идея европейских сказок, добра и зла и.т.п. Но я бы не зацикливался только на этом. В фильме много чего еще есть.
===
Поступил новый комментарий от 'Triesch'.
===
Жаль, что не смогли насладиться фильмом. 😉
Гильермо дель Торо - это чудное варево из мексиканского магического реализма и жутковатого немецкого романтизма. Почти каждый кадр является метатекстом. Вероятно, нужно просто обладать словарём, чтобы его считать.
Одновременно с этими жуткими созданиями дель Торо постоянно педалирует всякие надземные ужасы<...>Ну не видны здесь режиссерские задачи, ради которых стоило педалировать все эти мерзости.
А это всё романтическая категория ужасного 😉 Самые страшные волшебные сказки написаны именно немцами. Мрачные кровожадные сказки с людоедами, ожившими мертвецами и троллями. Если почитать оригинальные, неадаптированные сказки братьев Гриммов, можно, например, увидеть как мачеха Золушки отрубает пальцы своей дочке, чтобы натянуть ей на ногу хрустальную туфельку. Как в конце сказки белые голубки на плечах Золушки выклёвывают её сестричкам по глазику - чтобы Золушка была отомщена. И это настоящий романтизм. "недомогание немецкой нации". 😉
Когда в фильме главный злодей показан через акцент на часах - вспоминаем, что для романтика механизмы - проявление враждебного предметного мира. Когда девочка дотрагивается до еды в подземном мире - вспоминаем все инициатические сказки, использующие подобный мотив.
И основополагающее - гофмановское двоемирие. Оно же выводится в конце фильма, когда зритель должен сам для себя решить - верить ли во все чудеса или удовольствоваться рациональным объяснением событий.
Многое тут, конечно, сказать можно.. Но сайтик всё же Ваш, а не для моих рецензий. 😄
Разумеется, фильм на любителя. Если есть у Вас знакомые филологи-германисты - наверняка оценили. Фильм настолько детально проработан, что можно написать несколько работ на его материале - по семиотике кино, по отражению категории ужасного в современном кино-искусстве, порассуждать ещё раз о трагическом пафосе романтизма, о традициях мексиканского магического реализма.. хотя последнего больше в других фильмах дель Торо. 😄
===