- Режиссер:
- Джеремайя Чечик
- В ролях:
- Ума Турман, Рэйф Файнс, Шон Коннери
Нельзя
сказать, что мода на постановку
полнометражного художественного
фильма по известному сериалу так уж
плоха. Есть неудачи, но есть и
безусловные удачи. Точнее говоря, тем,
кто не видел сериал, послуживший
прототипом, полнометражный фильм
обычно нравится. А те, кто видел и любит
сериал, после просмотра фильма обычно
плюются.>
Проблема
же заключается в том, что зрители
сериала подспудно ожидают, что в фильме
будет создана квинтэссенция самых
удачных находок, самых выигрышных
диалогов и самых неожиданных поворотов
сюжета сериала, а на деле оказывается
все не так. Поэтому фанатики сериала
обычно говорят, что создатели
полнометражного фильма взяли из
сериала в картину все самое худшее, в
результате чего, разумеется,
облажались. Те же зрители, которые
сериал не видели, картину часто смотрят
с удовольствием и недоумевают, почему
фанатики сериала так недовольны.
Кроме
того, фильм часто представляет собой
нечто совершенно не похожее на
оригинальный сериал, а объединяет его с
ним только имена главных героев. И это
вполне объяснимо. Любой сериал
снимается в расчете на то, что каждая
отдельная серия, с одной стороны, по
сюжету представляет собой нечто более-менее
законченное, но с другой - обязательно
оставляет какие-то действия
незавершенными, какие-то вопросы
невыясненными, а некоторые злодейства
ненаказанными. Потому что это сериал.
Он должен быть бесконечным, и он
делается бесконечным.
В
полнометражном художественном фильме
законы совершенно другие, поэтому
сюжет там строится совершенно не так,
как в сериале. Да и бюджет у
художественного фильма всегда намного
(часто - на несколько порядков) больше,
чем у отдельной серии, поэтому
получается так, что и цели, и средства
достижения этих целей у картины и
сериала совершенно различны, и вполне
логично, что из этого получаются
совершенно непохожие друг на друга
кинематографические произведения.
К
чему такая длинная преамбула? К тому,
что "Мстители", как вы, наверное,
догадались, тоже поставлен по сериалу.
Причем по весьма популярному
британскому сериалу 60-70 годов с
одноименным названием. Именно там
секретные агенты Джон Стид и Эмма Пил
стильно и с большим изяществом
защищали старую добрую Англию от
внешних и внутренних врагов. Причем
Джон Стид всегда представал в образе
безукоризненно выглядящего
джентльмена в котелке и с зонтиком, а
Эмма Пил появлялась в обтягивающих
кожаных комбинезонах и кожаных сапогах-чулках.
Суть
сериала 60-70 годов заключалась в
изумительном и все время
подчеркиваемом стиле, сопровождающем
все эпизоды, в тонком британском юморе
и весьма ироничном отношении ко всему,
что происходило с главными героями.
Причем снималось это все за очень
маленькие деньги, а стиль создавался
диалогами актеров и мастерством
режиссера с оператором, которые
недостаток средств восполняли
блестящими идеями.
"Мстители"
образца 98 года, конечно же, не такие,
хотя канадец Джеремайя Чечик изо всех
сил пытался воссоздать в фильме
неуловимую стильную и ироничную
атмосферу знаменитейшего сериала. Но
на сегодняшних Джона Сида и Эмму Пил
уже можно было потратить 60 миллионов
долларов, поэтому настрой картины стал
уже не тот. Хотя, на мой взгляд,
подчеркнутый английский стиль - причем
не настоящий, а тот, который в
англичанах видят иностранцы, -
воссоздан в картине очень и очень
неплохо. Впрочем, давайте сначала
поговорим о сюжете...
Джон
Сид (Рэйф Файанс) и Эмма Пил (Ума Турман)
- секретные агенты британской
спецслужбы. При этом не очень понятно, в
каком времени они находятся... точнее,
они находятся в смешении двух эпох: сам
Лондон, автомобили на улицах и одежда
персонажей относится где-то к годам
шестидесятым, но какие-то вещи - дизайн
некоторых квартир, оружие и механизмы
могут относиться уже к двадцать
первому веку. Впрочем, какая разница, в
какой они эпохе? Главное - они
невероятно стильны: Джон Сид -
классический джентльмен, Эмма Пил - его
очаровательная помощница - в кожаном
костюме и кожаных сапогах, а вот какое
они оружие используют для борьбы с
врагами Англии - это уже не имеет
значения. Какое нужно - такое и
используют.
Между
тем, врагов у Англии - немало. И самый
главный из них - гордый шотландец (он и
по фильму гордый шотландец) по имени
сэр Огаст де Винтер (Шон Коннери). И его
имя не зря переводится как сэр Август
Зима. Потому что Огаст сумел добиться
полного контроля над погодой. И теперь
он может над Лондоном - да что там над
Лондоном... над всем миром! - сделать
зиму в августе и август зимой. Получив
контроль над погодой, сэр Огаст хочет
только одного: чтобы правительство
Англии платило ему 10% от валового
дохода страны. В общем, это довольно
разумно, особенно если принять во
внимание тот факт, что Огаст уже
установил над Лондоном настолько
мерзопакостное снеговерчение, что я на
месте англичан согласился бы и на 17
процентов, лишь бы вернуть живительный
серый туман, а не эти снежные бури.
Но
правительство имеет свое собственное
мнение на то, каким образом
отреагировать на происки сэра Огаста.
Разумеется, блистательный Джон Сид и
Эмма Пил справятся с негодяем Огастом,
дадут ему прикурить старого доброго
викторианского табачку, после чего
также дадут ему прокашляться старым
добрым английским туманчиком.
Короче
говоря, зло будет наказано, хороший и
толстый шеф секретных агентов по
кличке Мама получит повышение, а
продажная и худая шефиня по кличке Папа
будет наказана вместе со всем
остальным злом. Над Лондоном взойдет
солнце, позолотив своими лучами Биг-Бен,
который негодяйский сэр Огаст в дупель
раздолбал своими дикими
экспериментами с погодой. Но мы с котом
Бубликом верим, что простые лондонцы
починят свой знаменитый будильник
аккурат к Рождеству.
***
Если
не знать, откуда у этого фильма растут
ноги, то "Мстители" выглядит как
некая смесь из предельно упрощенной
"Бразилии" Гиллиама (подчеркиваю -
предельно упрощенной) и классической
бондианы. Причем к бондиане "Мстители"
максимально близки. Все те же секретные
агенты, все тот же Злодей, те же
стильные суперагенты (только их двое) и
шампанское за успех операции.
Но
в фильме есть много "изюминок",
которые отличают его в довольно
выгодную сторону от уже набившей
оскомину бондианы. Это определенная
необычность окружающего антуража (смесь
стиля викторианской Англии и
современных технических средств),
подчеркнутая фантастичность некоторых
эпизодов (например, один полковник
секретной службы, работающий в архивах,
полностью невидим) и прочие
необычности, которых нет в бондиане.
Плюс великолепные зрительные эффекты (фильм
не зря стоил таких денег), которые
временами просто потрясают даже при
просмотре картины на обычном
телевизоре.
Фильм
очень красивый и эффектный. Впрочем,
если убрать в сторону весьма забавную
стилизацию под викторианскую Англию,
то останется один голый Бонд, который
уже надоел. Но именно из-за стиля и
визуальных красот фильм вполне можно
посмотреть.
По
совокупности - твердая четверочка.
Особенно хорош Рэйф Файнс в роли Джона
Сида. Эмма Пил в исполнении Умы Турман -
намного слабее, но тоже вполне прилично.
Правда, она больше похожа на
манекенщицу, чем на актрису. Но данная
роль никаких актерских глубин не
требует: фигуристая тетка в
обтягивающем кожаном комбинезончике и
сапогах-чулках борется с врагами. Как
раз роль для манекенщицы. Шон Коннери в
роли классического злодея -
классический злодей. Ничем не удивил, и
как бы даже не понравился. То ли я к нему
привык, то ли он в последнее время везде
одинаковый. Эдакий старый конь, который
борозды не испортит, но и новую не
вспашет.
Короче говоря - посмотреть вполне можно. Причем крайне желательно - на большом экране или в домашнем кинотеатре. На "рыбьем глазу" семьдесят процентов удовольствия просто потеряете. Лучше даже и не смотреть.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
зрелищно
можно