- Режиссер:
- Олег Янковский, Михаил Агранович
"Ну ты, барин, и задачи
ставишь"
кузнец из "Формулы любви"
Такой
эпиграф к рецензии взят не зря, потому
что задача написать об этом фильме - не
такая уж и простая. Картина настолько
неоднозначная, что расставить точки
над "е" никак не удается: то одна,
то другая точка соскальзывает вниз, а
то и начинает летать по комнате. Но
написать рецензию надо, поэтому
давайте разбираться...>
Знаменитый
оператор Михаил Агранович и знаменитый
актер Олег Янковский решили сложить
эти две составляющие - операторскую и
актерскую, чтобы из них получилась одна
- режиссерская. Причем снять они решили
не просто обычную картину - ну, знаете
там, боевик, мелодраму или криминальную
комедию, а рождественскую сказку.
Примерно такую же, как и незабываемая
"Ирония судьбы".
Задача,
что и говорить, благородная, но зрители
(в моем лице) на эту затею посмотрели
весьма скептически. И действительно,
признанные мэтры этого жанра уже - увы,
увы - списаны со счетов (достаточно
вспомнить чрезвычайно слабые "Привет,
дуралеи" и "Тихие
омуты", а также просто кошмарные "Старые
клячи" Рязанова), знаменитые
сценаристы или уже ушли из этой жизни,
или уже не в состоянии написать хоть
что-нибудь похожее на прошлые шедевры,
так что надеяться, к сожалению, было уже
не на кого...
Изобретать
велосипед Янковский с Аграновичем не
стали, поэтому в качестве сценария
взяли довольно известную пьесу Надежды
Птушкиной "Пока она умирала...", по
которой во МХАТе имени Чехова
поставлен спектакль. Сюжет сказочки
довольно прост и даже банален...
Современная
Москва. С ее бешеным ритмом жизни,
олигархами, президентами, спикерами,
сникерсами, демонистами, коммукратами,
просто бандитами, бандитами-бизнесменами,
главными бухгалтерами, аудиторами,
иномарками, взрывами и гуманитарной
помощью. Среди всего этого бедлама
сохранилась старая квартира - без
всякого евроремонта, пластиковых окон,
кухни "Snaidero" и галогенных ламп. В
этой квартире живет уже десять лет как
парализованная старенькая бабушка
Софья Ивановна (Екатерина Васильева) и
ее дочь - старая дева сорока с лишним
лет по имени Татьяна (Ирина Купченко).
Софья Ивановна уже устала сопротивляться своим недугам, поэтому собралась умирать. Только одно огорчает старушку - то, что дочь так и не нашла себе спутника жизни и не родила ей внуков.
Но
тут совершенно неожиданно раздается
звонок в дверь. Татьяна идет открывать
и на пороге видит солидного мужчину
породистой внешности, держащего в
руках здоровенный букет белых роз и
бутылку шампанского. Разумеется,
мужчина пришел вовсе не к Татьяне - в
доме Софьи Ивановны и ее дочери цветов
да и шампанского не видели уже много
лет. Он просто случайно ошибся номером
дома, а шел представительный мужчина,
которого, как выяснилось, зовут Игорем (Олег
Янковский), - к двадцатилетней девице,
живущей в такой же квартире, только в
другом доме.
И
у Татьяны в голове возникает
интересная мысль: она представляет
Игоря Софье Ивановне под видом своего
жениха, чтобы старушка умерла спокойно
и не переживала, что ее дочь остается
совершенно одна. Игорю, конечно, не
очень нравится вся эта затея, тем более,
что его в соседнем доме ждет
двадцатилетняя "зайка", которую он
обхаживал несколько дней, и которая
сегодня определенно обещала позволить
себя соблазнить. Однако его тронула
забавная старушка, да и Татьяна, выпив
шампанского, заметно помолодела и уже
перестала производить впечатление "молодой
старушки", которое она первоначально
произвела на Игоря там, в дверях.
Короче
говоря, Игорь даже перестал торопиться
к своей "зайке", тем более, что
когда он ей звонил от Татьяны, "зайка"
(дитя современного века)
автоопределителем узнала Танин номер
телефона, позвонила и нахамила по
полной программе, как все то же дитя
современного века. А Игорь как
представил, что ему "зайка"
устроит при очной ста... пардон, при
личной встрече, так и вовсе решил
посидеть в этой старой уютной квартире
и побеседовать с Софьей Ивановной.
А
дальше? Дальше, конечно, все понятно, но
среди действующих лиц появится уже
взрослая "дочка" Тани с Игорем,
сыграют свою роль фамильные
драгоценности Софьи Ивановны, старушка
благословит дочку на брак с Игорем
портретом Диккенса, а Игорь получит
совершенно феноменальный (по тяжести)
подарок на Новый год...
***
Давайте
сначала о минусах. Во-первых, буквально
через десять минут с начала действия
уже совершенно точно понятно, что будет
дальше. Каждая банановая корка,
брошенная неким малолетним Купидоном
бандитского вида (Иван Янковский)
срабатывает именно так, как и
предполагалось. Появившийся на пороге
старушечье-стародевичьей квартиры
солидный мужчина останется там - в этом
не было никаких сомнений - навсегда.
Во-вторых,
очень любимая мною Екатерина Васильева
уж слишком молода для роли умирающих
старушек. Она хорошо играет, но хоть
режьте меня - никак она не похожа на
престарелую бабульку. Тем более, что с
Ириной Купченко они почти одинакового
возраста.
В-третьих,
я понимаю, что без этого уже никак
нельзя, что это приметы времени и все
такое, но когда в кадре постоянно и
нарочито возникает тщательно
подчеркиваемая продукция спонсоров -
шампанское "Пипер чего-то там",
коньяк "Remy Martin" и фотоаппарат
"Кодак", которым умирающая
старушка бодро щелкала всех вокруг, -
меня это, если честно, очень раздражало.
Меня совершенно не раздражала подобная
рекламная чехарда в, например, "Джеймсе
Бонде", но в лирическом фильме, да еще
и рождественской сказке, это выглядело
на редкость неуместно. Впрочем, я не
ханжа, поэтому если выбор стоит между
"фильма не будет, а с ним не будет и
рекламы" и "фильм будет, но в нем
будет откровенная реклама" - я все-таки
выберу фильм. Черт с ним, с "Remy Martin", тем более, что коньяк и
вправду хороший.
В-четвертых,
ужасно слабо сделана сцена появления
фальшивой дочки. Когда это все началось,
я уже думал, что все - картину можно
хоронить. Причем слабо это было именно
с точки зрения сценария (диалогов).
Создатели фильма настолько прозрачно
хотели дать понять зрителям, что дочка,
понятное дело, ненастоящая, а Татьяна
просто уговорила продавщицу из
соседнего гастронома (Наталья Щукина)
сыграть эту роль, что и сама сцена из
рождественской сказки переползла в
какую-то буффонаду, и "дочка"
настолько активно подчеркивала свое
продавщицкое происхождение, что
смотрелось это довольно паршиво.
Впрочем, это, пожалуй, единственная
откровенно слабая сцена в фильме, и
картина потом все-таки выправилась, а
второе появление "дочки" было уже
вполне на высоте.
Теперь
о плюсах. При всей предсказуемости,
вторичности и даже "заношенности"
подобного сюжета из него получилось
вполне приличное кино, которое я
посмотрел даже с удовольствием. Я
довольно спокойно отношусь к
Янковскому, но здесь он мне даже
понравился. Я очень люблю Ирину
Купченко, и здесь она меня не
разочаровала. Екатерина Васильева тоже
играет очень хорошо, но, как я уже
сказал, не смотрится она в роли
умирающей старушки. На мой взгляд,
можно было хотя бы попытаться ее
получше загримировать.
Но
в общем и целом, хоть меня режьте, из
этого действительно получилась милая
рождественская сказка. Каким образом
Агранович и Янковский смогли это
сделать - не знаю. Возможно, они просто
не мешали актерам (а Янковский как
режиссер не мешал Янковскому актеру).
Возможно, это действительно неплохо
поставлено. А может быть, зрители (и я в
том числе) уже настолько истосковались
по российской, а не американской
рождественской сказке, что и этот
достаточно немудреный фильм смотрится
вполне неплохо.
Конечно,
это вовсе не новая "Ирония судьбы".
Но и не очередные "Старые клячи".
Смотрится фильм довольно легко,
отдельные эпизоды - милы и забавны (особенно
несколько реплик Янковского, а также
маленькое шоу "дочки" в качестве
Деда Мороза), и даже довольно
простенькая шуточка-диалог между
Игорем и старушкой по поводу "дачи"
на Канарах вовсе не раздражает, а
наоборот - веселит.
Надо ли посмотреть этот фильм? Я думаю, что да. При всех недостатках (а их, как я сказал, немало) он, безусловно, обладает определенными достоинствами. И главное достоинство - создатели сумели не перейти ту тонкую грань, которая отделяет сказку от кривляния. У них получилась сказка. А это - самое главное.
Зрелищность | - |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
неплохая сказочка
можно