- Режиссер:
- Майкл Мэнн
- Нет. Я только выстрелил. Убила пуля.
Диалог из фильма
Отзыв кота Бублика
Кот Бублик
Макс
(Джейми Фокс) в свои уже не сильно юные
годы работает таксистом в Лос-Анджелесе.
Думаете, раз он работает таксистом,
значит, Макс - чистый лузер? Ну, в общем,
так оно и есть, что греха таить? Правда,
сам Макс себя лузером не считает - есть у
него такая защитная особенность. Макс
думает, что он работает в такси для того,
чтобы скопить денег на собственный
лимузинный сервис, который станет
обслуживать только элитных клиентов и
будет относиться к ним нежнее, чем
родная мать. Но так как Макс уже
двенадцать лет копит на этот сервис, а
конца-края этому накопительному
процессу не видно, становится понятно,
что мужик просто обманывает себя -
примерно так же, как и с фотографией
одного из Мальдивских островов, на
которую Макс смотрит вместо отпуска.
Однако
Макс считает, что раз уж он работает
таксистом, то нужно это делать с полным
блеском - что он и делает: Макс прекрасно
разбирается в хитросплетениях улиц Лос-Анджелеса,
буквально пятой точкой чувствует все
предстоящие пробки, а уж к пассажирам
относится нежнее, чем их собственный
проктолог. Макс любит поговорить по
душам, рассказывать пассажирам о своем
отношении к этому миру, послушать об их
отношении к тому же миру и его
окрестностям.
Как-то
раз в машину к Максу садится импозантный
седоватый мужчина с холодным взглядом
голубых глаз. Этот парень, которого
зовут Винсент (Том Круз), Максу сразу
понравился - ведь хорошо видно, что
Винсент из тех людей, которые отлично
знают, что они делают и зачем. И видно,
что Винсенту в этой жизни не пришлось
десятки лет работать таксистом, чтобы
скопить деньжат на лимузинный сервис.
Впрочем,
задушевный разговор Макса с Винсентом
закончился достаточно неожиданно. Макс
только-только подрядился проездить с
Винсентом всю ночь, чтобы тот, как он
сказал, успел повидать пяток своих
друзей, как вдруг путем падения некоего
тела на машину Макса выяснилось, что
Винсент - профессиональный киллер. И
этот пяток "друзей" - его жертвы,
имена и координаты которых находятся в
портфельчике, который Винсент таскает с
собой.
Теперь
перед Максом стоит серьезная проблема. И
дело даже не в том, что ему не сильно по
душе возить киллера по адресам его жертв.
Проблема в том, что Винсент - мужчина
серьезный. И промашек, а также промахов
он не допускает. Поэтому Максу довольно
быстро становится понятно, что Винсент
уж ни в каком случае не оставит в живых
такого свидетеля, как он. Кроме того, у
Макса с Винсентом будут и другие
проблемы, хотя, казалось бы, уже одной
этой проблемы - выше крыши.
***
Идея
"Соучастника" у сценариста Стюарта
Битти родилась давным-давно - когда он
еще не был сценаристом и жил в далекой
Австралии рядом с кенгуру, мишками
гамми
коала, Расселом Кроу, Мэлом Гибсоном,
Николь Кидман и Гаем Пирсом. Стюарт как-то
в аэропорту сел в такси и по дороге
домой разговорился с таксистом до
полного родства душ. А потом подумал - а
если бы я вез патроны? Ну, в том смысле,
что если бы он, Стюарт, был не обычным
пареньком, а, например, наемным убийцей?
И что ему, например, нужно пристрелить
пяток человек, а этого таксиста он бы
заставил возить его по адресам. И это,
заметьте, после всего задушевного
разговора, ведь киллеры - они же тоже
люди, правильно?
Эта
идея Битти так поразила, что он срочно
рванул в Америку, поступил на отделение
кинодраматургии, и через некоторое
время сюжет с киллером и таксистом был
воплощен в сценарий под названием "Последняя
косточка домино". Ну и после этого
начались традиционные мытарства Битти и
его сценария, потому что если ты в
Голливуде - никто, то стать кем-то очень
и очень сложно.
Сценарий
то лежал в ящике стола, то кочевал по
кабельным студиям, но продюсеры хотя и
высказывали осторожную
заинтересованность, воплощать проект не
спешили. Но, к счастью, в какой-то момент
сценарий через различные родственные
каналы попал в конце концов к самому
Фрэнку Дарабонту, и тот,
заинтересовавшись, сумел также
заинтересовать парней из Dreamworks. Они
увлеклись настолько, что даже стали
планировать, кого из режиссеров
привлечь для постановки. А когда в 2002
году материалом заинтересовался
Рассел Кроу, в студии ахнули и дали
проекту зеленый свет.
Впрочем,
режиссер все не находился и не находился,
хотя проект предлагался Спайку Ли,
Мартину Скорсезе и Стивену Спилбергу.
Дарабонт садиться в это кресло не хотел,
поэтому занимался доработкой сценария
совместно с Битти. Битти же мечтал, чтобы
таксиста сыграл Роберт Де Ниро (парень
явно был фанатом "Таксиста"
Скорсезе), и эта мысль показалась
привлекательной Майклу Манну.
В
Dreamworks Манну обрадовались, но
кандидатуру Де Ниро отвергли - по их
словам, старина Боб уже too old for this shit. С
кандидатурой на роль Винсента после
отказа Рассела Кроу, который устал
ждать запуска проекта и отправился хозяином
морей на край Земли, тоже было не все
ясно. В Dreamworks искали относительно
молодого актера, который бы смог
изобразить, так сказать,
интеллигентного киллера: обаятельного,
импозантного, любящего джаз и научную
фантастику. Эдвард Нортон и Колин
Фаррелл на эту роль вполне подходили, но
проектом не заинтересовались. И тут
неожиданно выплыла кандидатура "вечного
мальчика" Тома Круза. Как раз Тома
увлекла идея вопреки обыкновению
сыграть стопроцентно отрицательного
персонажа, и он дал согласие на участие в
проекте.
Ну и вот тут колесики завертелись, потому что участие такой мегазвезды (прежде всего, конечно, с точки зрения кассовых сборов) давало проекту не просто "зеленый свет", а прямо-таки "зеленую волну" на всех этапах подготовки к производству.
Тогда
снова встал вопрос с таксистом. Если не
Де Ниро, то кто? Неожиданно ролью Макса
заинтересовался Адам Сэндлер, и он даже
встречался с Майклом Манном, однако что-то
у них там не сложилось - то ли из-за
гонораров, то ли из-за чего-то еще. К
Манну также подкатывался Кьюба Гудинг-младший,
но они в паре с Крузом уже играли в
нашумевшем "Джерри
Магуайере", и Майкл посчитал, что
еще один такой же дуэт - это уже слишком.
В
конце концов на роль Макса пригласили не
сильно известного актера Джейми Фокса,
который играл у Манна в фильме "Али",
и на этом успокоились. Роль полицейского
Фэннинга предлагалась Вэлу Килмеру,
который тоже уже играл у Манна, но тот
был занят в "Александре",
поэтому Фэннинга сыграл Марк Раффало.
Теперь традиционный вопрос: что у них из всего этого получилось?
Майкл
Мэнн - режиссер, скажем так, серьезный и
оригинальный. Достаточно вспомнить
ставшую уже классической "Схватку",
в которой и умный сюжет, и мощнейшее
столкновение характеров персонажей
Роберта Де Ниро и Аль Пачино, и реальный
боевик - уличная перестрелка из "Схватки"
считается одной из лучших во всей
кинематографической истории.
С
"Соучастником", конечно, и труба
пониже, и дым пожиже. Прежде всего - из-за
сценария. Я не знаю, что тому виной - то ли
доработка Дарабонта и последующая
лакировка Стюарта Битти, то ли переделка
Дарабонта и последующая зачистка Битти,
но сценарий, если о нем все-таки слегка
задуматься, изобилует явными ляпами и
несуразностями. То есть хорошо видно,
что стройность сюжета принесена в
жертву кинематографическому
повествованию: нужно им снять драку и
перестрелку на дискотеке - влепили
совершенно дурацкую и с точки зрения
киллера, и с точки зрения преследующих
его полицейских сцену расправы с пятой
жертвой; нужно им, чтобы Винсент
пригрозил Максу убить его мамашу, -
вставляют невероятно нелепую сцену
визита Макса и Винсента в больницу, ну и
так далее.
Впрочем,
нет смысла перечислять всякие нелепости,
потому что раз уж их вставили в сценарий
ради пущей кинематографичности, о ней и
поговорим. В отличие от сценария с
постановкой и актерской игрой все
намного лучше - вот тут Майкл Мэнн не
подкачал. По сюжету действие должно было
происходить в Нью-Йорке, но Мэнн
специально перенес его в Лос-Анджелес -
чтобы, как он сказал, продолжить
исследование этого города ангелов и
негодяев.
И
город у режиссера получился совершенно
потрясающий: давящий, депрессивный,
затягивающий, но очень живой. Город
является полноправным участником
действия, и за него Манну и оператору
можно ставить твердую пятерку: редко
где увидишь настолько качественное и
яркое - с точки зрения производимого
впечатления - окружение.
Том
Круз, который здесь выступил в
достаточно необычном для себя амплуа ("Интервью
с вампиром" все-таки был снят за
десять лет до "Соучастника"), сыграл
хорошо - на твердую четверку. У него не
получился достоверный киллер, но там и
по сценарию персонаж был весьма
надуманный и сугубо кинематографичный,
вот Круз его таковым и сыграл:
импозантный, седовласый, жесткий, очень
профессиональный, но в то же время -
человек с хорошим образованием,
обладающий вкусом и не стесняющийся
проявлять определенные эмоции, что
киллерам обычно не свойственно. Сцена
перестрелки в дискотеке и Крузом
сыграна отлично, и поставлена Манном
практически на уровне аналогичного
эпизода в "Схватке".
Джейми
Фоксу, конечно, пришлось трудновато в
паре с такой суперзвездой, однако он
справился, на мой взгляд, вполне
достойно. Симпатичный "лузер с мечтой"
в начале, вызывающий острую жалость
парень, попавший в трудные
обстоятельства, в середине и загнанная в
угол мышка, превращающаяся во льва, в
конце: диапазон широкий и очень сложный
для воплощения. Не везде Фокс "сдюжил",
особенно в также весьма надуманной
сцене, когда ему приходится выдавать
себя за крутого Винсента перед
заказчиком, но в общем и целом - твердая
четверка.
Таким
образом, фильм получился несколько
двоякий: сценарий грешит явными и
бросающимися в глаза натяжками, но игра
актеров - как минимум на "хорошо", а
постановка - просто на "отлично".
Что и подтвердили всякие кинофестивали -
фильм получил 38 номинаций, включая две
на "Оскара" (Джейми Фокс за роль
второго плана и работа монтажеров), и девять
наград, причем даже Битти достались четыре
номинации.
Стоит
ли эту картину посмотреть? Да, стоит. Как
я уже сказал, до "Схватки" этот
фильм не дотягивает, однако снят и
сыгран мастерски, во время просмотра, в
общем, захватывает, особенно когда
раскачивается после слегка
провисающего начала, а к концу - так
вообще раскручивается в слегка
традиционный, но эффектный и динамичный
криминальный триллер. Хорошее кино, но
не без недостатков - вот окончательный
вердикт.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 3 |
хорошее кино, но не без огрехов
вполне можно
Но всё равно фильм ни о чем с явными глупыми моментами.
Досмотрел до момента где таксист, Макс кажется, типа стал "крутым" поговорил с заказчиком и разойдясь, вдруг ни с того ни с сего, скинул, в наказании от всех представителей добра, оплату контракта до 25% от первоначальной суммы. Ну ё мое, это абсолютно не вяжется с образом этого таксиста. Бляха любой имбицил, на месте Макса, понял бы, что с Винсентом лучше не связываться и такой шаг это игра со смертью. Но по задумке сценариста, с этого момента Макс ни боится никого и ничего. Более того он теперь, наверняка, все свои ходы просчитывает быстрее Дип Блю, раза в два, ну и конечно же вспомнил, что бобро всегда побеждает зло.
Единственное что вызвало интерес - игра Тома Кукурузы. Но слишком уж испорчено это блюдо, что бы смотреть дальше.
А когда этот высокоинтеллектуальный даун схватил вдруг портфель, слов нет, и побежал. Но апогей момента - поняв что Винсент(Кукуруза) его догонит, ХомоЭректусМакс выбрал самое правильное решение - выбросить его на автостраду в надежде, что он благополучно приземлится и Винсент сразу помчится к нему, бросив Макса-Эректуса(нет уже Хабилиса) жить в мире Фантомного Бюро Проката Лимузинов..
До этого еще куча моментов в стиле человека дождя, ставшего вдруг таксистом.
Долго их описывать.
Вообщем фильм для поклонников Боливуда(скажем мягко).
Словом - Кинокомпания Имбицилфильм представляет.
Бляха тратят деньги на бездарное кино. Снес это с винта, жалко байты отводить под сие....
В рецензии на "Схватку" и "Своего человека" - Майкл Мэнн
Ссылки по режиссеру ведут на разные страницы.