- Режиссер:
- Фрэнк Дарабонт
- В ролях:
- Дэвид Морс, Майкл Кларк Дункан, Том Хэнкс, Сэм Рокуэлл
Пол
(Том Хэнкс) работает надзирателем в
наиболее мрачном тюремном отделении -
блоке "Е", где содержатся
заключенные, приговоренные к казни на
электрическом стуле. Не самая приятная
в мире работенка, но человек ко всему
приспосабливается, поэтому Пол уже
давно изжил в себе всяческую
сентиментальность и подобие на какие-то
человеческие чувства одного живого
существа к другому живому существу,
которого он должен лишить жизни. Эти
чувства не нужны в его работе - Пол их и
не испытывает. При этом он не стал
садистом, потому что от казни
преступников Пол вовсе не получает
удовольствия, но также и не стал
бездушным убийцей, потому что он не
убивает, а просто выполняет свой долг,
который на него возложило общество.>
Коридор, по которому Пол проводят осужденных к месту их казни, называется "Зеленая миля", так как он покрыт ковровой дорожкой зеленого цвета.
Пол уже свыкся со своей работой, да и на электрический стул как правило приходится отводить далеко не лучших представителей рода человеческого, однако в какой-то момент все меняется, когда Полу пришлось познакомиться с очередным приговоренным - негром огромных размеров по имени Джон Коффи (Майкл Кларк Дункан).
Несмотря
на то, что Джон обвиняется в страшном
преступлении - изнасиловании и
убийстве двенадцатилетних девочек-близнецов,
он совершенно не похож на убийцу. И мало
того, что не похож на убийцу - этот
огромный негр, оказывается, несет в
себе Божий Дар! Он способен исцелять,
причем исцелять не с помощью каких-то
инструментов или народных средств, а
божественным образом - наложением рук.
То есть этот преступник, который по
виду больше напоминает борца из цирка,
оказывается вовсе не преступником.
Да
и не похож он на преступника настолько,
что даже сам Пол понимает: негр не
виноват в тех страшных злодействах, в
которых его обвиняют. Но в компетенцию
Пола вовсе не входит проведение
расследования или высказывание
собственного мнения о том или ином
преступлении. У Пола только одна задача:
содержать заключенного в камере до
того момента, когда придет время
провести его по "Зеленой миле".
В фильме и рассказывается об этом периоде в жизни Пола - периоде, когда в его отделении тюрьмы сидел Джон Коффи, ожидающий дня своей казни...
***
Фрэнк
Дарабонт после большого успеха
"Побега из Шоушенка" (семь номинаций на Оскар - правда, ни одна не выиграла) снова вернулся к Стивену Кингу и
тюремной теме. Вернулся, на мой взгляд,
не напрасно. Хотя мнения критиков об
этом фильме очень сильно разделились.
Кто-то считает, что "Зеленая миля"
удалась даже больше, чем "Побег из
Шоушенка", а кто-то считает, что
Дарабонт снял обычную слезливую и
сопливую мелодраму, которая поможет
туповатым американцам (выражение
критика) ознакомиться с очередным
романом Кинга в обстановке кинозала,
поедая попкорн и попивая кока-колу.
Черт
его знает... Обстебать можно все что
угодно, включая даже "Капитал"
Маркса (да я и сам по этому делу -
специалист с большим стажем), но в
данном случае меня как-то не тянет
издеваться над сюжетом или
режиссерскими замыслами,
реализованными в фильме. Почему? Да
потому что фильм этот мне понравился.
Тот самый случай, когда режиссер
настолько владеет ситуацией и
настолько знает - что, как, зачем и
почему он снимает, что три часа в общем-то
совершенно нединамичного фильма
пролетают как бы и незаметно. Точнее,
заметно, но эта некоторая, на первый
взгляд, затянутость также служит
вполне конкретным режиссерским целям.
Хэнкс
играет хорошо. Даже отлично. Наверняка
эта заслуга и самого Хэнкса, и
режиссера. В исполнении им роли Пола
нет ни малейшей фальши, ни малейшего
надрыва. Другой, менее опытный актер
стал бы рыдать в десять струй,
изображать чувство жалости и раскаяния,
кривить лицо и содрогаться в
неизбывном горе, но Пол Хэнкса ведет
себя так, как и полагается тюремному
надзирателю, который много лет
охраняет самых страшных преступников,
и периодически проводит их по "Зеленой
миле". Он крайне сдержан, почти не
использует мимику, не делает ни одного
"театрального" и нарочитого
движения, но от этого его роль
становится очень достоверной.
Весьма
и весьма неплох Майкл Кларк Дункан в
роли Джона Коффи. Впрочем, ничего
неожиданного в этой роли нет - эдакий
дядя Том с огромными мышцами (по
сценарию это все происходит еще в 30-е
годы), которого белые несправедливо
обвинили в убийстве, а он всю жизнь
только и стремился помогать людям изо
всех сил, пользуясь тем удивительным
Даром, который у него есть. Но такой
трактовкой он не вызывает раздражения.
Вероятно, именно так и нужно было
играть данную роль, поэтому Дункан
убедителен и трогателен. А уж последние
сцены перед его казнью сыграны просто
великолепно. Особенно эпизод, когда Пол
выполняет последнее желание Джона и
показывает ему черно-белый фильм с
танцующими Джинджер и Фредом Астором...
Джон смотрит на экран во все глаза и
шепчет: "Это ангелы. Ангелы - такие же,
как там, на небесах". Тут, если честно,
даже меня пробрало.
После
просмотра этого фильма поневоле
начинаешь вспоминать и анализировать
некоторые неудачные моменты в сюжете и
кое-какие режиссерские приемы, которые
вызывают просто недоумение - например,
Дарабонт как-то очень странно
показывает процесс выхода из Джона "плохой
энергии" после лечения очередного
существа: "плохая энергия"
представляет собой как бы рой мушек
разного цвета, вылетающих у Джона изо
рта; это не понравилось и мне, и всем
моим знакомым, посмотревшим данный
фильм; а уж сцена с исцелением от рака
жены начальника тюрьмы смотрится очень
искусственно, натянуто и как-то
выпадает из довольно ровного течения
фильма. Но с другой стороны, во время
просмотра картины этого даже не
замечаешь - настолько фильм
приковывает к себе внимание от первой и
до последней минуты.
Резюмирую. Мне очень понравилось. Отличная режиссерская работа, несмотря на некоторые проколы, а также великолепная актерская пара Хэнкса и Дункана. Я считаю, что этот фильм нужно посмотреть.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5- |
Сценарий | 4+ |
впечатляет
да
Это не Дарабонт такой процесс придумал, а Кинг (см. книгу).